На пути из прошлого в будущее
(Продолжение. Начало в №№ 94-95)
Этот тип хозяйствования характерен именно для коренных жителей Ангары – ангарцев, своего рода субэтнос, возникший на берегах Ангары в результате длительного пребывания местного населения в условиях внешней изоляции. Из-за недостатка русских женщин мужчины женились на тунгусских женщинах. В результате смешанных браков со временем появился новый субэтнический тип. «Наречие скудное, выражения часто местные, и многие слова непонятны. Черты лица подходят к кочующему тунгусу, волосы черные, даже у стариков проседи не бывает. Телосложением крепки, коренасты, невысокого роста. Рубахи носят холщовые, по праздникам - ситцевые. Более богатые мужчины носят бриджи и чирки, суконные однорядки. Школ нет, что весьма жаль, так как жители этих мест чрезвычайно способны и любопытны». Таково было впечатление одного путешественника, проплывавшего по Нижнеангарским деревням в середине XIX века.
Только открытие золотых россыпей в партизанской тайге в конце 30-х годов XIX века позволило ожить Нижнему Приангарью. Интересна легенда, повествующая об открытии золота в южноенисейской тайге. Золото в тайге открыл… глухарь. «Убил тунгус глухаря, стал его потрошить. Смотрит, а в зобу у него желтые крупинки. Пошел к русским. Те смекнули. «Веди, где глухаря убил». Привел он их на реку Малый Шаарган. А там, где ни копни – золото. С 1837 года в истории Мотыгинского района начинается новый большой этап, оказавший огромное влияние на развитие экономики района – «золотая лихорадка».
За первое десятилетие было основано большое количество приисков, которые со временем стали поселками: Партизанск (пр. Крестовоздвиженский), Южно-Енисейск, Кировский (пр. Александро-Ивановский, позднее - Гадаловский).
Со Стрелки в южноенисейскую тайгу через Кулаково, Сметанино, Денисово, Рыбное, Асташевск был проложен зимний тракт. Позднее появилась знаменитая Климовская дорога, которая соединила прииски с «большой землей» - Енисейском.
Золотодобыча дала большой импульс в развитии промыслов в селениях Рыбинской волости: санного, тележного, кирпичного, смолокуренного, гончарного, бондарного, лодочного, строительного, появилась огромная потребность в продукции сельского хозяйства. В с. Рыбном были построены около 10 двухэтажных купеческих домов, более 20 лавок, 18 кабаков с заезжими домами. В 1864 г. в с. Рыбном было более 50 дворов, в д. Мотыгино – 38 дворов (231 житель), в д. Кулаково – 31 двор (180 жителей), в д. Пашино – 20 дворов (113 жителей). В 1893 г. в Рыбном было уже 77 дворов (538 жителей), в д. Мотыгино - 56 дворов (363 жителя). Только за 1870-1897 годы «золотой лихорадки» в южноенисейской тайге было добыто более 58 тонн золота, но это никак не отразилось на экономике района, да и местные жители не слишком обогатились, если не считать того, что среди жителей стало процветать поголовное пьянство.
В начале ХХ в. удерейские золотопромышленные акционерные компании налаживают связи с Лондоном, Брюсселем, Парижем, закупают первые драги в Англии и переводят добычу золота на Удерее с кустарного на машинный способ.
Во время гражданской войны (1918-1920 гг.) крестьяне, организовавшие партизанский отряд, вели бои с белогвардейскими (колчаковскими) отрядами. Погибшие в последних боях партизаны были похоронены в д. Мотыгино в братской могиле на Красной горке.
После революции и гражданской войны на территории района началось мирное строительство. Это были годы ликвидации безграмотности, годы коллективизации и колхозного строительства. Годы восстановления золотой промышленности и строительства в районе раздолинского золото-сурьмяного комбината. Наряду с этим наш район является местом ссылки жертв сталинских репрессий, и большая часть успехов района в эти годы была добыта руками этих несчастных. Это они, оказавшись в столь суровых условиях, своей деятельностью внесли огромный вклад в развитие культуры, экономики района. Это были профессора и академики, знаменитые деятели искусства, актеры и режиссеры, писатели и поэты, врачи и партийные деятели, геологи и просто тысячи невинно пострадавших. Именно в 30-50-е годы Мотыгинский район начал жить яркой насыщенной жизнью. До сих пор этих людей помнят и чтут в нашем районе: Николай Мамин, Тойво Ряннель, Георгий Вагнер, Юорис Микулич, супруги Акцыновы, академики Крейтер, Боголепов и сотни других, не менее знаменитых имен. В память о тех трагичных и славных для района времен остались поселки: Бельск, Татарка, Бык, Гребень, Решающий, которые были построены силами сосланных. Многие реабилитированные уехали, но для оставшихся наш район стал второй родиной, где они жили и отдавали себя людям, это – Веза Павлович Анонен, заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин района, Евгения Александровна Брюханова – одна из основателей краеведческого музея, почетный житель района. В 30-е годы в Удерейском районе строятся 7 паровых драг и одна электрическая. Открываются новые школы, библиотеки, больницы, клубы, столовые, магазины, спортивные площадки. Накануне 1941 года в Удерейском районе добывали значительную часть советского золота.
В 1932 г. было открыто Раздолинское месторождение сурьмы, и долгие годы после строительства комбината страна не испытывала нужды в этом сырье. Большую лепту внесла сурьмяная фабрика в годы Великой Отечественной войны. Добываемая сурьма являлась неотъемлемым компонентом при изготовлении снарядов и пуль. На фронты Великой Отечественной войны было мобилизовано 8359 удерейцев. Среди вернувшихся один Герой Советского Союза - Федор Петрович Тюменцев.
В военные годы жители района сделали все возможное и невозможное для приближения победы, и самое главное было - самоотверженный труд всех, кто остался в поселках района, и бесстрашие ангарцев на полях военных битв.
В сентябре 1941 года бюро РК ВКП(б) утвердило районную комиссию по сбору теплых вещей для Красной армии во главе с т. Клычиным. На 15.11.1942 года было собрано: полушубков - 117, шапок-ушанок - 548, мехжилетов - 59, мехрукавиц - 250 пар, валенок - 137 пар и т.п. Регулярно на фронт шли посылки. Описание двух посылок: первая - 40 пачек табака, 16 кусков туалетного мыла, 7 флаконов одеколона, 24 носовых платка; вторая - рябчиков - 3 шт., колбасы - 3 кг, кур - 9 шт., конфет - 1 кг. Кроме того, жители района перечисляли в фонд обороны денежные средства: за 4 месяца войны было перечислено 350513 руб., собрано лома золота –12 грамм, лома серебра - 491 грамм, сдано облигаций на сумму 596500 рублей. Трудящиеся Раздольстроя начали сбор денежных средств на эскадрилью боевых самолетов.
Неоценимый вклад в развитие промышленного потенциала района внесла Ангарская геологоразведочная экспедиция, которая свою историю ведет с 1946-1947 годов – периода открытия и начала разведки железнорудных месторождений Ангаро-Питского бассейна.
А было это так. В один из июньских дней 1946 г. старший геолог Красноярского геологического управления В. И. Медведков вместе с рабочим А. С. Пичугиным после долгого маршрута добрались до ручья Еловый, левого притока р. Киргитей и, наскоро соорудив шалаш из веток, остановились на ночлег. Утром приступили к обследованию русла Елового. Вскоре были найдены первые гематитовые гальки – явные признаки коренных руд. На следующий день Медведков и Пичугин вышли на водораздел между реками Киргитей и Дашка, где обнаружили каменный развал, сплошь состоящий из обломков и глыб гематитовой железной руды. Тщательное обследование развала позволило определить примерное направление простирания возможного рудного тела. Примерно через три километра начался крутой подъем на гору. Выбравшись на вершину, увидели, что она вся покрыта щебенкой и обломками гематитовой руды. Сопка получила название «Железной».
Так было открыто Нижне-Ангарское месторождение гематитовых железных руд, теперь являющееся основной составляющей частью Ангаро-Питского железорудного бассейна.
Вскоре началась детальная разведка месторождения. Тяжело пришлось в ту зиму тем, кто начинал его разведывать, но энтузиасты-разведчики сумели преодолеть все трудности, и 6 февраля 1947 года была забурена первая скважина, а 26 марта – вторая. Так возникла Нижне-Ангарская геологоразведочная партия, и первым ее начальником стал Митрофан Георгиевич Костюк.
В этот же период под руководством Е. И. Пельтека проводятся работы по разведке Татарского месторождения бокситов, открытого еще в 1933 г. геологом Е. Н. Щукиной, а под руководством Б. С. Ная – работы по разведке Тальского месторождения магнезитов, открытого в начале столетия геологом А. К. Мейстером.
В 1948 г. Нижне-Ангарская геологоразведочная партия преобразуется в комплексную геологоразведочную экспедицию, начальником которой назначается Н. И. Иванченко, главным геологом – Н. Ф. Касаткин. Основной задачей экспедиции ставилась разведка Нижне-Ангарского железорудного и Тальского магнезитового месторождений. Пионерами разведок этих месторождений были А.Т. Стеблева, Е.Т. Никон, А.В. Ефанова, Н.М. Малахов, Н.З. Широтеко, Н.А. Самарец, Н.С. Дудаев. В 1949 году организуется Нижне-Ангарский разведрайон, на смену которому в 1953 году пришло Северное геологоразведочное управление. Спустя два года управление было преобразовано в Ангарскую геологоразведочную экспедицию. В период 1947-1959 гг. более широко проводятся поисково-съемочные работы на восточной окраине Енисейского кряжа – в районе развития железных руд. В исполнении этих работ участвуют Ф.Я. Пан, А.К. Рублев, А.В. Лесгафт, Б.Н. Горбунов. Эти работы привели к серьезным открытиям. Так, геологоразведочной партией, руководимой А.К. Рублевым, были открыты крупные месторождения: Удоронговское железорудное и Кардаканское магнезитовое.
Партией, руководимой А.В. Лесгафтом, открыто месторождение бокситов. В это же время М. Г. Костюком было открыто Киргитейское месторождение талька. С 1953 г. работы по комплексному изучению недр Енисейского кряжа значительно расширяются в направлении увеличения минерально-сырьевой базы по бокситам и железным рудам. С этой целью организуются и проводятся геологами Б.Н. Горбуновым, В.А. Лоот, Е.В. Покровским, Н.Я. Герасимовой, В.Н. Петровым, В. А. Кировым, А.Х. Ивановым поисково-оценочные работы по оценке перспектив бокситоносности центральной части Енисейского кряжа.
Под руководством геологов А.К. Рублева, К.И. Санникова, Б.Б. Хадикова, П.И. Сережкина, А.И. Шевалдина, Б.С. Ная, М.А. Амосова продолжается разведка Ишимбинского, Удоронговского, Нижне-Ангарского железорудных месторождений.
В 1953 г. местом базирования экспедиции становится п. Мотыгино. За короткий срок здесь была создана база, включая лаборатории, мехмастерские, гараж и т.д., построен новый жилой поселок.
Большой вклад в создание химической лаборатории внесли М.Н. Гижа, Я.А. Цитович, спектральной – О.Ф.Чесноков, минералого-петрографической – З.М. Лесгафт и К.К. Петрова.
С 1956 г. начинаются работы по планомерному картированию в масштабе 1:200000 территории Енисейского кряжа и юго-западной окраины Сибирской платформы. Расширяются работы по завершению разведки Тальского месторождения бокситов, Нижне-Ангарского, Удоронговского и Ишимбинского железорудных месторождений, Тальского месторождения магнезитов и Кокуйского месторождения каменного угля.
Организуются работы по поискам месторождений бокситов и магнезитовых руд на юго-западной части Сибирской платформы, по разведке Киргитейского месторождения талька, по поискам и разведке золоторудных месторождений в центральной части Енисейского кряжа.
По материалам краеведческого музея
(Продолжение следует)