Образ мышления, образ жизни…

Еще с момента зарождения Российского государства появились первые ростки системы социальной поддержки населения. В те дремучие века они проявлялись в виде княжеской благотворительности, потом многие обязанности по помощи людям взяла на себя церковь.

Уже тогда было понятно, что без поддержки, помощи, без подставленного государством плеча человеку будет практически невозможно выжить. Поэтому, как бы пафосно это ни звучало, но наш Комитет социальной защиты – наследник многовековой, а может быть, даже тысячелетней традиции, истории и именно российских принципов защиты человека от бед и невзгод. Девчонки, сидящие за столами, заваленные кипами бумаг, с разрывающимися телефонами, - это наша защита. Не нравятся?

Возможно, не пришло еще время для анализа, а может быть, он вообще не нужен, но мало кто задумывался над тем, что в нашей стране, с ее тяжелейшей историей,  войнами,  революциями,  разворотами на 180 градусов, с миллионами сломанных судеб, система социальной защиты во многом явилась тем стержнем надежности, благодаря которому государство российское сохранилось. В многочисленные годы лихолетья на соцзащиту обрушивался чуть ли не основной вал человеческого неблагополучия – материального, физического, эмоционального. Для многих соцзащита была просто последней надеждой.

Зачастую становясь буфером между народным недовольством и властью, эта структура, по большому счету, спасала страну от развала. Не меньшей заслугой нужно считать и миссию парламентера, уготованную системе соцзащиты историей. Довольно непросто объяснять одним про «нечего есть сегодня» и другим про «временные трудности переходного периода». Выдерживая потоки гнева от одной стороны за то, что много просили, и от другой стороны за то, что мало получали, соцзащита стала местом компромисса между обществом и государственной машиной. Наверное, так будет всегда. Поэтому, девчонки, - держать удар и улыбаться! И делать свое дело.

Кстати, о коллективе нашей соцзащиты. Рассказывать обо всех не будем, но корифеи заслуживают того, чтобы люди о них знали больше. До 1985 года райсобес возглавлял Николай Федорович Пугачев, участник Великой Отечественной войны. Он руководил этой организацией более 30 лет. Но костяк нынешнего коллектива сформирован и сложился под чутким руководством Тамары Константиновны МИТЯЕВОЙ. Принципы работы, заложенные ею, передаются новичкам, как наставления молодому бойцу. Главными из них должно считать выработку умения видеть за каждой «бумажкой» человека, его проблему, путь улучшения его жизни.

Конечно, самый легкий метод работы в этой структуре, сославшись на законодательство, сказать человеку: «Вам не положено». Но можно ли тогда считать Комитет социальной защиты именно защищающей гражданина организацией? Дух, идея и смысл создания системы социальной помощи в том и состоит, чтобы поддержать человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию, разъяснить ему его права и возможности. Все мы прекрасно знаем, что законодательство наше не только далеко от совершенства, но зачастую оно далеко и от реалий жизни простого россиянина. И работники соцзащиты иногда вынуждены отказывать людям в помощи, потому что какие бы законы ни были, но их нужно соблюдать. Тем не менее, и при таком раскладе можно найти способ, чтобы помочь.

И надо сказать спасибо коллективу Комитета за то, что желание помогать у них есть. Говоря гражданину «Нет», они все равно ищут пути решения его проблем – советуют, какие документы собрать, с чего начать, в какие организации обратиться за справками, сами делают нужные запросы, хотя это и не входит в их обязанности, но ведь понятно, что на официальный запрос Комитета соцзащиты ответят с большей долей вероятности, чем рядовому гражданину. И многие из посетителей, даже получив первоначально отрицательный ответ, уходят с благодарностью, потому что им подсказали, как надо действовать, и у человека появилась надежда на благополучное разрешение вопроса. Видя неравнодушие и получив поэтапный план действий, он понимает, что в следующий визит ему уже ответят «Да».

Большинство из ветеранов Комитета социальной защиты начали здесь работать с середины 90-х. Но есть работники (из ныне действующих) с еще большим стажем. С декабря 1988 года начала свой трудовой путь в соцзащите Наталья Олеговна КАРАСИДИ, в марте 1989 года приступила к работе Наталья Юрьевна ПОЛЕЖАЕВА.

Все начинали с низов, простыми социальными работниками. В те годы функций у райсобеса (тогда эта организация называлась так) были значительно меньше – назначение и выплата пенсий, трудовое и бытовое устройство инвалидов, обеспечение специальным транспортом, спектр работ, связанный с домами-интернатами и некоторые другие функции. Та система социального обслуживания населения, к которой мы привыкли сейчас, начиналась с двух соцработников, одна из которых (Наталья Олеговна Карасиди) работала в Мотыгино, а Валентина Дмитриевна ИВАНОВА трудилась в Раздолинске. В 1988 году они находились в штате поселковых администраций. С января 1989 года соцработники влились в коллектив районного отдела социального обеспечения.

В те годы нагрузка на одного соцработника была больше – 12 подопечных вместо 4-6 человек, как сейчас, плюс к этому работа, связанная с талонной системой, действующей в 80-х годах. В которые уже по счету в нашей стране «трудные времена» социальные работники, зачастую с председателем поссовета Николаем Ивановичем Харламовым и его заместителем Натальей Николаевной Цветковой,  депутатами поселка находили брошенных стариков, которые годами лежали дома одни почти недвижимые. Даже чтобы просто отвезти такого человека в больницу, его надо было отмыть, подстричь, расчесать. Как, к сожалению, показала практика, такого вида помощь была тогда очень востребована, и в 1990 году впервые было создано отделение социальной помощи на дому, которое возглавила Наталья Юрьевна Полежаева.

В феврале 1995 года начала работать Наталья Ивановна РАССАДКО. Сначала в Раздолинске специалистом по работе с семьей и детьми. Жизнь в райцентре была все же более цивильнее, чем в остальных поселениях. На периферии соцработникам приходилось посещать совсем уж запущенные жилища.

В том же году приступили к работе Лидия Викторовна Горленко, Варвара Николаевна ИГНАТЬЕВА, Наталья Леонидовна СЛАСТЕНОВА, также начав с должности соцработника.

Очередной удар соцзащита приняла на себя в 90-е. Воспоминания о тех годах еще свежи в памяти – безудержный рост цен и хроническая невыплата зарплаты, хлеб под запись и многие другие моменты. Наверное, тяжелее других пришлось семьям с детьми - дети растут, надо одевать, надо готовить к школе, а зарплаты нет восьмой месяц… Где искать помощь? В соцзащите.

Кто сейчас вспомнит содержимое пакетов с гуманитарной помощью, кроме растительного масла и чечевицы? А согласитесь, тогда это было действительно важно. Кому-то помогали одеждой, кого-то стригли бесплатно, кому-то ремонтировали обувь, да много чего сделано, если вспоминать. Всё это помогло людям выжить. Тогда мы радовались и такому.

А когда в 90-е из армии, в том числе из Чечни, возвращались мальчишки, у которых на «гражданке» не было вообще ничего, какая государственная структура протянула им руку? Кто сейчас вспомнит, что Комитет соцзащиты стал инициатором и вдохновителем принятия районной программы поддержки демобилизовавшихся из Вооруженных Сил парней? И спасибо районным депутатам и руководителям района, поддержавшим эту идею и принявшим соответствующую программу.

Но был и обратный обмен – работники соцзащиты учились жизнестойкости у подопечных, заряжались оптимизмом, только права на слабость у них нет, и не было. Да и вообще, говорить социальным работникам о стрессе, слабости, усталости не приходится. Ежедневно общаясь с людьми, например, прошедшими войну, или с инвалидами, не потерявшими смысл жизни, не потерявшими себя, или с многодетными матерями, которые, несмотря на все жизненные трудности, растят детей и ставят их на ноги, жаловаться на свою жизнь и трудности работы язык не повернется.

Сейчас методы оказания социальной помощи не такие, как в прошлые десятилетия. Как сравнивать эпохи? Как можно сравнить мечты на голодный желудок и несбывшиеся надежды на сытое брюхо? Страна другая, время другое и тактика оказания поддержки другая. Государство теперь не «тушит пожар», оказывая экстренную помощь нуждающимся, а работает системно, планово выплачивая меры соцподдержки, предусмотренные законодательством. В наше время работники соцзащиты не столько работают руками и ногами, сколько работают с документами. Увеличилось количество категорий граждан, получающих различные услуги и выплаты, также увеличилось количество видов самих этих выплат (в общей сложности около 100). Да, они не обеспечивают безбедное существование, но это гарантированный минимум, который человек или семья обязательно получат.

Если раньше, например, семьям с детьми государство предоставляло один вид выплаты (ежемесячные детские пособия), то сейчас таких выплат – около 36 видов. Сюда надо добавить работу по различным компенсирующим выплатам: за проезд на лечение и обследование, зубопротезирование, на санаторно-курортное лечение, компенсация родителям, дети которых не посещают детский сад, и еще огромное количество других выплат. Если раньше льготы на жилищно-коммунальные услуги получали лишь ветераны Великой Отечественной войны, то сейчас категорий  получателей значительно больше – квалифицированные педагогические и медицинские работники, работники культуры и ветеринарной службы, работники самой соцзащиты, ветераны боевых действий, вдовы ветеранов Великой Отечественной войны и другие категории получателей (всего около 5000 человек). А субсидии на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) получают в районе около 1270 семей.

Из примерно 16300 человек, проживающих в районе, около 15000 человек состоят на учете в Комитете социальной защиты и в Центре социального обслуживания. Это не значит, что все они получают какие-либо выплаты, но это значит, что кто-то в их семьях обязательно является получателем мер соцподдержки или социальной услуги. А это ежедневная, монотонная работа с различными справками, квитанциями за ЖКУ, другими всевозможными документами, расчет размеров выплат. Главная задача у соцзащиты сегодня - чтобы каждый, кто получает какую-нибудь выплату, получил ее в установленный срок, а те, кто получают социальную услугу, – получили ее своевременно и в полном объеме.

Отрасль всегда развивалась динамично, менялась сама, изменяла окружающую действительность и меняла людей, приходящих в нее. Приходят работники, уходят работники… Но главное – дух и образ мышления остается неизменным. Иной пройдет мимо пятилетнего ребенка, одиноко идущего по улице, но соцработник обязательно спросит у него: «Ты чей? Ты куда идешь?». Про лежащего на улице человека мы подумаем – «пьяный», соцработник подумает – «плохо с сердцем».

Комитет соцзащиты - одна из немногих организаций, которая принимает в свои ряды молодые кадры без опыта работы, будем надеяться, что молодежь впитает в себя традиции неравнодушия.

Евгений РЕДВАНСКИЙ