Наша гордость и слава

Все дальше и дальше отделяет нас время от Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Давно уже нет среди нас, живущих, многих ее участников, благодаря которым не одно наше поколение не знает, что такое война. Своими воспоминаниями об одном из участников Великой Отечественной войны я и хочу поделиться на страницах «Ангарского рабочего».

С Михаилом Васильевичем Котеневым (на снимке) мне посчастливилось проработать около пяти лет.

Было это теперь уже в далеком 1979 году, когда меня перевели на работу заведующим общим отделом Мотыгинского исполкома райсовета. К тому времени у Михаила Васильевича был тринадцатилетний опыт работы председателем исполнительного комитета Мотыгинского районного Совета народных депутатов.

Со стороны казалось, что все принимаемые им решения даются ему легко, без особых затруднений. На самом деле любой вопрос, требующий решения, он всегда всесторонне, очень тщательно прорабатывал, учитывая, в первую очередь, положительные последствия от его претворения в жизнь. Имея  богатый жизненный опыт, природный аналитический ум, Михаил Васильевич принимал такие решения, которые шли только на пользу жителям района.

В то время вся ответственность за социально-экономическое развитие района возлагалась на руководителей органов местных Советов народных депутатов. Под непосредственным руководством Михаила Васильевича в наш район была проведена государственная линия электропередачи, что в значительной степени положительно повлияло на дальнейшее социально-экономическое развитие территории.

Были построены внутрирайонные автомобильные дороги круглогодичного действия Мотыгино -  Орджоникидзе, Мотыгино - Машуковка. Были уложены железобетонные плиты по ул. Советской в п. Мотыгино, введен в эксплуатацию асфальтовый завод, что  позволило строить автодороги с твердым покрытием, проложен зимний и летний водопровод по основным улицам райцентра, построен ныне существующий районный  больничный комплекс. Были реконструированы грунтовые взлетно-посадочные полосы в аэропортах Новоангарска и Первомайска на твердое покрытие, что дало возможность жителям этих поселков летать на самолетах напрямую в г. Красноярск. Во всех остальных поселках, кроме Раздолинска, были грунтовые площадки, которые имели круглогодичное авиасообщение с райцентром. Мотыгинский аэропорт был реконструирован для приема более вместительных самолетов типа АН-24 и ЯК-40, а до этого летали ИЛ-14 и ЛИ-2.

Ежегодно вводились в эксплуатацию новые жилые дома, а также объекты соцкультбыта. Была организована разветвленная сеть филиалов комбината бытового обслуживания. В райцентре, в  Первомайске и Машуковке имелись ведомственные подсобные хозяйства, которые поставляли сельхозпродукцию жителям района.

На работу, как правило, Михаил Васильевич приходил раньше всех. Под его руководством проводились еженедельные планерки с заведующими отделами по вопросам жизнедеятельности района.

Отделы, как правило, были двойного подчинения, то есть их руководство находилось в г. Красноярске, а здесь они были под эгидой райисполкома.

В районе в то время было три поселковых и восемь сельских Советов народных депутатов, через которые председатель райисполкома осуществлял руководство районом в целом. С подчиненными Михаил Васильевич обходился без излишней требовательности, давая им больше самостоятельности на вверенной им работе. За время совместной деятельности я ни разу не видел его раздраженным или разговаривающим на повышенных тонах. Свое неудовольствие, если требовала обстановка, он, как правило, выражал следующим замечанием: «Тут, пожалуй, ты не прав».

Среди подчиненных и среди населения он пользовался огромнейшим авторитетом. Если кто-то из работников говорил, что Михаил Васильевич просил выполнить какую-либо работу, то это выполнялось немедленно, то есть он мог передать свое поручение через одного из своих подчиненных в устной форме.

А вот о своем участии в Великой Отечественной войне Михаил Васильевич рассказывал очень мало. Помню, как-то он спросил меня о сохранности одного оборонительного сооружения в г. Выборге (накануне мне пришлось там побывать), о котором  я от него же впервые и услышал, и ни слова он не сказал о том, что принимал непосредственное участие в освобождении от немецких захватчиков этого города.

Я очень благодарен судьбе за то, что мне удалось поработать с таким замечательным человеком, как Михаил Васильевич Котенев.

Скончался Михаил Васильевич в августе 1989 года. Похоронен на Красноярском кладбище «Бадалык» на Алее Славы.

Светлая ему память.

Сергей БАЛОБАНОВ. 
п. Мотыгино.