Не более 13 процентов

должно составлять повышение тарифов при оплате населением услуг ЖКХ - об этом заявил министр ЖКХ Красноярского края А. В. Резников на состоявшемся 25 января селекторном совещании. В нем приняли участие главы районов и городов края, их заместители, курирующие вопросы ЖКХ, руководители управляющих компаний, председатели товариществ собственников жилья. А также были приглашены специалисты Министерства ЖКХ края, службы жилищного контроля, работники администрации города Красноярска и прокуратуры, средств массовой информации. От нашего района присутствовал глава администрации района А. Ю. Терещенко.

На совещании рассматривался вопрос по оплате населением коммунальных услуг в 2011 году. В наступившем году защищены предельные индексы и размеры оплаты гражданами услуг ЖКХ вне зависимости от доходов населения. Максимально возможный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году установлен в размере 113 процентов. Губернатор края Л. В. Кузнецов в целях предупреждения социальной напряженности среди населения поручил главам муниципальных образований обеспечить прозрачность при формировании платы граждан за услуги ЖКХ и организовать работу телефонов «горячей линии» и прием граждан в местных администрациях; в средствах массовой информации дать разъяснение по применению цен на услуги ЖКХ; управляющим организациям и ТСЖ давать гражданам исчерпывающую информацию о механизме приведения платы в соответствие с предельным индексом; в  случае необходимости незамедлительно консультировать граждан по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги; оперативно принимать меры в случае выявления фактов начисления платы гражданам за услуги ЖКХ, превышающей установленный предельный индекс их роста. Несмотря на поручение губернатора, в органы местного самоуправления, Министерство ЖКХ, СМИ значительно увеличилось количество обращений граждан по начислению платежей за услуги ЖКХ.

По оценке Министерства ЖКХ края, напряженная ситуация сложилась из-за недостаточной работы на местах, низкой информированности населения, некорректных действий управляющих организаций. Анализ поступающих обращений показывает, что население не знает, что предельно возможный индекс роста оплаты за коммунальные услуги относится к сумме всех видов услуг ЖКХ, а именно: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах, отопление, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.

Размер оплаты граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную от утвержденного предельного индекса, но главное, что суммарно при сопоставимых объемах в 2011 году он не должен превышать 113 процентов. Согласно действующему законодательству, квалифицированный расчет и консультацию в первую очередь гражданину обязаны дать в зависимости от способов управления или в управляющей компании, или в ТСЖ. Именно у них есть база данных за прошлый год, имеется размер тарифов на все коммунальные услуги и база, по которой можно произвести все расчеты.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственникам помещений данного дома, а также в жилых частных домах по заявлению граждан уполномоченный орган местного самоуправления рассчитывает величину снижения размера платы граждан за комуслуги. Но министр констатировал тот факт, что в управляющих компаниях и службах ЖКХ не всегда корректно отвечают на вопросы граждан по оплате за комуслуги. Несмотря на то, что в большинстве квитанций указаны номера телефонов, куда граждане могут и должны обращаться, отмечаются со стороны работников ЖКХ случаи отказов в грубой форме давать комментарии. Это недопустимо, необходимо выявлять такие случаи и виновных привлекать к ответственности. На территориях это входит в обязанности служб жилищной инспекции, органов прокуратуры. Министр призвал создать четкую и понятную для граждан систему информирования населения о начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Необходимо довести до каждого потребителя информацию о том, куда нужно обращаться за разъяснениями. Задача власти – научить управляющие компании, а в необходимых случаях заставить их обеспечить граждан исчерпывающей информацией о механизме приведения оплаты в соответствие с предельным индексом, установленным Правительством Красноярского края.

Первым лицам муниципальных образований необходимо давать информацию о телефонах «горячей линии» и об ответственных должностных лицах, информировать о периодичности приема граждан по личным вопросам. Недопустимо, чтобы по телефону гражданам отвечали не специалисты, которые не компетентны в области ЖКХ.

Министр напомнил, что для низкодоходных категорий граждан в крае действует система защиты при оплате за услуги ЖКХ. Недопустимо, если граждане об этом не знают, необходимо доводить информацию о защите их со стороны законов, принятых на уровне края, особенно в условиях ограниченного роста доходов и повышения оплаты за комуслуги по объективным причинам.

Также А. В. Резников напомнил, что граждане имеют ряд льгот и субсидий на оплату услуг ЖКХ. Если доход в семье не позволяет оплачивать комуслуги в полном объеме, правительство рекомендует воспользоваться правом на получение субсидий и обратиться в органы соцзащиты.

В отношении оплаты общего имущества и содержания многоквартирного дома министр отметил следующее: размер платы определяется на общем собрании собственников один раз в год по предложению ТСЖ или управляющей организацией. Как правило, применяется размер оплаты, установленной органом местного самоуправления для муниципальных квартир. Службам строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края губернатором края поручено при плановых проверках контролировать качество комуслуг, соответствие выполненных работ по содержанию общего имущества, учтенного при установлении размера оплаты за жилое помещение, перечня работ, не допускать необъективного увеличения платы граждан. Необоснованное увеличение размера оплаты за комуслуги будет пресекаться. Контроль за формированием оплаты за комуслуги будет проводиться Правительством края в течение всего года. Эти же функции  - прямая обязанность органов местного самоуправления. Селекторные совещания, на которых будут отчитываться главы территорий о формировании тарифов, будут проводиться систематически, особенно в период, когда у граждан могут возникать вопросы по обоснованности начисления платы за услуги ЖКХ.

Далее перед министром отчитались специалисты ЖКХ администраций городов Железногорска и Красноярска.

Наталья МОРОЗОВА