Про отходы и про доходы

Из выступления на VIII Съезде депутатов Красноярского края Сергея Яковлева, председателя районного Совета депутатов

Территория Мотыгинского района составляет 18983 тыс. кв. метров, население - 14661 человек на 1 января 2017 года. Удаленность районного центра от Красноярска - 411 км.

Транспортная доступность в районе имеет сложности из-за пересечения района реками Ангара и Тасеева, а также большой удаленности населенных пунктов как от районного центра Мотыгино, так и друг от друга. Транспорт-ное сообщение между населенными пунктами, расположенными на разных берегах рек, осуществляется летом - навигационным способом (паромы), зимой – по ледовым переправам, в период распутицы грузовое транспортное сообщение прекращается.

На территории Мотыгинского района нет специализированных организаций по утилизации и переработке твердых коммунальных и промышленных отходов, имеющих соответствующие лицензии. Также поселения не обеспечены в полной мере специализированной техникой для сбора и вывоза отходов.

В собственности Мотыгинского района находится сооружение - полигон ТБО и пруд-накопитель, расположенные в 4,3 км на северо-запад от Мотыгино. В государственный реестр объектов размещения отходов этот объект не внесен в связи с тем, что проект, разработанный в 1999 году, предполагал строительство четырех очередей котлованов накопления отходов. В эксплуатацию введены только две очереди, объект в полном объеме в эксплуатацию не введен.

В целях организации сбора и утилизации твердых коммунальных отходов в 2012 году в населенных пунктах Раздолинск, Кулаково, Кирсантьево, Первомайск, Орджоникидзе, Машуковка, Рыбное, Новоангарск и Южно-Енисейск проведена работа по выбору земельных участков под строительство полигонов, частично проведены работы по межеванию выбранных земельных участков. В настоявшее время в поселениях района общественным местом накопления  отходов являются несанкционированные свалки.

В 2015 разработана и утверждена генеральная схема очистки территорий муниципальных образований Мотыгинского района. Согласно этой схеме запланирована организация одного полигона твердых коммунальных отходов Мотыгинского района при расположении его в 4,3 км от пгт. Мотыгино, то есть на базе находящегося в собственности района полигона ТБО, и обустройство площадок под временное размещение отходов на ранее выбранных земельных участках в поселениях согласно техническим отчетам выбора земельных участков для строительства полигонов твердо-коммунальных отходов.

При создании одного полигона твердых коммунальных отходов района на него будет осуществляться сбор и вывоз отходов из поселений, в которых будут организованы площадки временного накопления отходов (Мотыгино, Рыбное, Бельск, Раздолинск, Орджоникидзе, Партизанск, Южно-Енисейск, Первомайск, Машуковка, Кирсантьево). Вывоз отходов из Новоангарска и Кулаково, в которых также будут организованы площадки временного накопления отходов, будет осуществляться на полигон Лесосибирска.

Для ввода в эксплуатацию полигона ТБО Мотыгинского района, согласно утвержденной в 2015 году схеме очист-ки территорий, основной проблемой является отсутствие денежных средств в бюджете района, так как работы по строительству и введению в эксплуатацию 3 и 4 этапов полигона являются многозатратными и непосильными без поддержки края и Федерации. В соответствии с подпрограммой «Обращение с отходами» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №512-П, предусмотрены мероприятия по разработке проектной документации на объекты по размещению отходов, однако в механизме реализации этой подпрограммы субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации отсутствуют. Мотыгинский район готов предусмотреть в бюджете района средства на софинансирование мероприятий по разработке проектной документации на объекты по размещению отходов с 2018 года.

После вступления в силу изменений законодательства в сфере обращения с отходами, в сфере экологии, Водного Кодекса РФ, обустройство площадок временного накопления отходов на ранее выбранных земельных участках в дальнейшем не может быть реализовано, поскольку в нескольких поселениях вышеуказанные земли были отнесены к природоохранной зоне.

В отношении подготовки в поселениях района площадок временного накопления отходов необходимо пересмотреть подход к организации сбора, вывоза и хранения, отраженных в предложенной схеме очистки территории, принимая во внимание географические особенности расположения поселений. Одним из вариантов организации сбора, вывоза и хранения отходов на площадках временного хранения предлагаем рассмотреть установку мусоросжигательных печей в поселениях Первомайск, Машуковка Кирсантьево, поскольку у этих населенных пунктов отсутствует возможность круглогодичного доступа к полигону ТБО Мотыгинского района, а также к полигону ТБО Лесосибирска. Организация площадок временного хранения отходов также невозможна в этих поселениях, поскольку границы поселений непосредственно смежные с границами гослесфонда.

Подводя итог вышесказанному, предлагаю в целях комплексного решения сложившейся ситуации Правительству Красноярского края:

1. Внести дополнения в механизм реализации государственной программы края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №512-П, в части предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на разработку проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов размещения отходов с 2018 года;

2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», во исполнение полномочий в области обращения с отходами разработать нормативные правовые акты для последующей организации деятельности органов местного самоуправления в данной области. Реализация комплекса мероприятий позволит:

- начать в отношении имеющегося полигона ТБО района строительные работы по реконструкции, что в дальнейшем даст возможность поставить его на учет в государственный реестр объектов размещения отходов и получить полигон твердо-коммунальных отходов района, соответствующий современным потребностям;

- централизовать точки сбора мусора в поселениях, тем самым сократив число несанкционированных свалок;

- разработать логистику по вывозу мусора с площадок временного накопления на действующий полигон;

- усилить информационную работу о необходимости раздельного сбора мусора, предполагается на первом этапе начать с бюджетных учреждений района.

Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Александр Симановский: «С мая 2018 года в крае должно быть 19 территориальных технологических зон и компании-операторы, выбранные в результате конкурсных процедур, которые будут заниматься обращением с отходами. В свою очередь мы должны принять законы и подзаконные акты, сделать все возможное, чтобы эта новая схема по обращению с отходами не легла на плечи бюджета края и его жителей, ведь если компании будут получать прибыль, они должны делиться с той территорией, на которой работают».