Стратегия и тактика власти

В декабре 2010 года заместитель председателя районного Совета депутатов В. Д. Федюкина принимала участие в обсуждении параметров краевого бюджета на 2011 год. На слушаниях в Законодательном Собрании края она говорила о тех проблемах, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в работе.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

Не могут соответствовать СНиПам и СанПиНам здания, которые уже на основании даты постройки могут быть признаны ветхими. Поэтому нецелесообразно вкладывать из дотируемого районного бюджета миллионы на сметы, экспертизу, особенно когда речь идет о перепланировках, после которых здание может обрушиться; на вытяжную вентиляцию, когда она в наших школах и больницах естественная. Например, здание стационара в п. Раздолинске 1953 года постройки, балансовой стоимостью 4,5 млн. руб. и с износом 100%. Но там три тысячи жителей, это перспективный промышленный поселок. Для лицензирования необходимо вложить несколько миллионов… Здание музея, год постройки - 1922, клуб в п. Южно-Енисейске - 1928 года постройки, библиотека в п. Слюдруднике – 1958 г., детская музыкальная школа – 1955 г., здание театра – 1954 г. Предложение: продуманно организовать законодательную инициативу об упрощённой форме лицензирования учреждений старой постройки, что даст возможность направить освободившиеся средства на капитальные ремонты, приглашение специалистов, приобретение жилья для них, установку оборудования; на поддержку одаренных детей - т.е. в «человеческий капитал», в решение задач, обозначенных в докладе Л. В. Кузнецова «Об основных направлениях социально-экономического развития Красноярского края».

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ

Ремонт дорог, обустройство межпоселенческих и транзитных участков - это особая и опять-таки многозатратная тема. Должен быть выработан  общекраевой подход к требованиям по разрешению этой  острой проблемы, вплоть  до введения  строгой отчетности по каждому километру межпоселенческих дорог, а перед этим надо провести  обучение соответствующих лиц и внести этот показатель в особую графу оценки эффективности работы местного самоуправления.

Что касается Мотыгинского района, то мы просили бы уделить особое внимание на необходимость строительства автодороги Мотыгино – Высокогорск, наличие которой приведет к значительному снижению транспортных расходов предприятий горнорудной отрасли на вывозку готовой продукции, ввоз оборудования, строительных материалов, техники и технологических линий, на вывоз древесины предприятиями лесной отрасли. Реализация проекта обеспечит и доступность лесосырьевой базы района. Лесозаготовительные предприятия ведут заготовку основного объёма древесины в северной части района. Вывозка производится на расстоянии от 140 до 180 км из лесосек на нижние склады. При реализации проекта строительства этой дороги лес будет поступать непосредственно на лесоперерабатывающие предприятия  Лесосибирска. Исключаются нижние склады с соответствующими затратами на складирование, хранение, сплотку и сплав до Лесосибирска. Кроме этого, произойдет улучшение экологического состояния Ангары вследствие прекращения лесосплава и отсутствия на прибрежных полосах значительных площадей, занимаемых нижними складами.

С окончанием строительства моста через Ангару в районе д. Ярки, автодороги Мотыгино - Ярки, через Артюгино и Орджоникидзе лесозаготовительные предприятия Кежемского, Богучанского районов также могут использовать дорогу Мотыгино - Высокогорск для доставки древесины на переработку в Лесосибирск.

Мы понимаем, что всё вышеназванное найдет свое отражение в доходной части бюджетов. Эту дорогу необходимо рассматривать и как стратегический вариант надёжного сообщения правобережной части района с выходом на Енисейский тракт, так как при окончании строительства Богучанской ГЭС строительство и эксплуатация ледовых переправ  на Ангаре станут невозможными по условиям ледостава.

Просим также не оставлять без внимания и автодорогу Мотыгино - Машуковка - Тасеево, которая для района остается одной из главных связующих транспортной нитью с краевым центром на период с декабря до середины января, до принятия в эксплуатацию ледовой переправы Стрелка - Каргино на Енисее.  По этой дороге район обеспечивает завоз дешёвого угля с Канских и Абанских угольных разрезов для предприятий ЖКХ, ввоз сельхозпродукции из Тасеевского, Дзержинского, Абанского, Канского  районов осуществляется в зимнее время по этому же транспортному направлению. А строительство автодороги Устье - Машуковка протяженностью 10 км с обустройством паромной переправы через реку Тасееву позволит открыть круглогодичный транспортный коридор и соединить Мотыгинский, Тасеевский, Дзержинский, Абанский, Канский районы.

Принимая во внимание губернаторские слова  «…о четких ориентирах в действиях властей, при которых должна быть обозначена миссия территории», мы понимаем, что наш район является промышленной составляющей на карте края, а без круглогодичных дорог заявлять о таком статусе района нет смысла. Солидарны мы и с видением губернатора края о промышленной кооперации с крупными добывающими компаниями, особенно в части соглашения о социальном партнёрстве. Но не всегда хватает или желания, или умения правильно сориентироваться для подписания подобных соглашений. Могу только предложить краевой власти внести этот показатель в оценку эффективности работы руководителей муниципальных образований и предать эти соглашения гласности.

КАДРЫ

Дети, прожившие всю жизнь в районах, приравненных к Крайнему Северу, возвращаясь после обучения в родной район, вынуждены зарабатывать северные надбавки. Для их получения в объеме  50% необходимо отработать 5 лет. Я понимаю, что статью 317 Трудового кодекса РФ, прописывающую это требование, не изменить, но краевой закон о поддержке специалистов, возвращающихся работать в северные и приравненные к ним территории, не помешал бы, тем более, что снять в аренду жилье и оплачивать неподъемные услуги ЖКХ не по карману даже нашим ученым молодым северянам.

УСЛУГИ ЖКХ

Самая затратная часть бюджетов. Проконтролировать одну из составляющих тарифного дела (ремонтные работы за собственные средства предприятий ЖКХ, освоены ли они в полном объеме и эффективно) не  представляется возможным.

Считаю целесообразным внести обязательным требованием РЭК к тарифному делу согласование этой составляющей с депутатским корпусом, комиссия которого может проконтролировать и подтвердить или опровергнуть освоение этих средств, уже вошедших в стоимость гигакалории. А следующее тарифное дело принимать к рассмотрению только после представления акта сверки по исполнению вышеназванного.

ПОЛИГОНЫ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, СКОТОМОГИЛЬНИКИ

Их обустройство также является затратной частью бюджета. Землеотводы, сметы, экспертиза, прокурорские представления и протесты, суды, решения о наказании глав за неисполнение этих полномочий… Напрашивается создание единой краевой структуры, которая могла бы по предварительному муниципальному заданию и по оценке потребности муниципальных образований вести эти работы и нести ответственность за их качество. Когда муниципальное образование  проводит конкурс, аукционы или торги, то даже выдать правильное техническое задание у специалистов не хватает квалификации. Как следствие этого, потом не замечаются в представленных работах несостыковки или многомиллионные ошибки, которые заставляют обращаться в суд с госпошлиной из бюджета. Решения суда не всегда в пользу того, кто подал иск. В итоге: потраченные время, деньги - и опять у «разбитого корыта».

ВЛАСТЬ И ЗАКОН

Следующее предложение: законодательной инициативой внести изменения в ст. 24 ФЗ-138 от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления», где говорится о том, что кандидаты - государственные и муниципальные служащие в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей до дня официального опубликования общих итогов выборов, а избирательная комиссия обязана оплатить за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов, кандидату его средний заработок. Первый парадокс в том, что в сметах расходов, утверждаемых представительным органом на проведение выборов, не отражены затраты на выплату среднего заработка муниципальных и государственных служащих (их и невозможно предугадать). Второй: как поступить, если все или большая часть администрации пойдут на выборы? Например, в нашем муниципальном образовании два муниципальных служащих районной администрации и один государственный служащий пошли на выборы, сейчас через суды получили на руки исполнительные листы на оплату среднего заработка. Избирательная комиссия не функционирует до следующих выборов. Как быть?

И еще есть пожелание Счетной палате Красноярского края. Ваше появление на территориях вызывает переполох у исполнительной власти и надежду на наведение жесткой финансовой дисциплины – у представительной. Хотелось бы пожелать большего взаимодействия с депутатским корпусом в территориях и доведения до логического завершения фактов неэффективного использования бюджетных средств. Ведь чаще под неэффективностью скрыто нецелевое, а подчас и продуманное целенаправленное растаскивание бюджетов.