Чистого неба и легкой посадки!

9 февраля  – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации

В феврале мы отмечаем знаменательную дату - 95 лет со дня открытия гражданских полетов в России. Первый полет самолета, перевозящего пассажиров, был выполнен по маршруту Москва - Нижний Новгород 95 лет назад.

С тех пор самолеты стали привычным для всех транспортом, который быстро мог доставить грузы, почту и людей.

В июне 2018 года мы отметим также 70 лет с начала полетов судов гражданской авиации в нашем районе. О том, как это начиналось и как сейчас работает Мотыгинский аэропорт – наш обстоятельный разговор с начальником предприятия Александром Петровичем МИХАЛЕВЫМ, который связал свою жизнь и деятельность с Мотыгинским аэропортом в 1980 году, с 2005 года стал его начальником.

9 июня 1948 года на заседании исполнительного комитета Удерейского районного Совета депутатов трудящихся был принят протокол, в котором говорилось: решить в соответствии с указанием исполкома Красноярского Крайсовета и заявки Мотыгинского аэропорта выделить и закрепить посадочные площадки для сухопутных и гидросамолетов в акватории формой прямоугольника, растянутой по течению реки Ангары (Мотыгинская протока) размером 1200 на 500 метров, куда включаются подходы к акватории для безопасного захода гидросамолетов на посадку.

Для строительства капитального сухопутного аэродрома в Мотыгино обязать председателя Мотыгинского сельсовета тов. Козулина, заведующего райсельхозотделом т. Игнатьева и начальника Мотыгинского аэропорта не позднее 20 июня сего года приступить к изысканию соответствующей площади под расчистку и строительство аэродрома на правом берегу реки Ангары в районе полей Мотыгинского колхоза «Сибиряк» или совхоза «Решающий» (участок «Елань»).

В это же время в поселке Южно-Енисейске, который был тогда районным центром, уже была подготовлена площадка размером 400 Х 400 метров для посадки самолетов малой авиации.

Первыми в Мотыгино начали летать гидросамолеты, которые приводнялись в Мотыгинской протоке, затем оборудовали аэродром на острове Портовский. Летом пассажиров на  остров возили катером, а зимой – по санному пути. Полоса была грунтовая, а размеры ее позволяли принимать самолет АН-2.

В 1964 году в Мотыгино был построен первый аэродром на месте нынешнего. Начальником аэропорта был Иван Петрович Черепов. Взлетно-посадочная первая полоса тоже была грунтовой, забетонировали полосу в 1978 году, и стала она шириной 20 метров и длиной 1300. В то время начальником аэропорта был Владимир Зиновьевич Игошин. Аэропорт начал принимать реактивные самолеты ЯК-40 и более тяжелые – АН-24, АН-26.

В 80-х годах прошлого века в наших поселках также были небольшие аэродромы. На левобережье самолеты принимали Машуковка, Кирсантьево, Первомайск, Кулаково, Новоангарск, на правом берегу - поселки Орджоникидзе, Партизанск, Южно-Енисейск, Переходный, Мотыгино. Самолеты летали только до Мотыгино, которое стало центральным местом для бортов гражданской авиации в нашем районе. А в середине 80-х годов открыли постоянные рейсы  Новоангарск – Красноярск и Первомайск - Красноярск.

В Мотыгино были рейсы: Енисейск – Мотыгино - Богучаны, Енисейск - Мотыгино - Канск, Мотыгино – Тасеево (АН-2); почтовый рейс – Красноярск - Мотыгино – Богучаны – Кежма. Авиация стала в то время основным транспортом для пассажиров, перевозки почты, грузов и оборудования развивающейся геологии, так как нормальных дорог не было, а речной транспорт не способен был быстро перевозить.

В 80-х годах за месяц перевозили более 9 тысяч пассажиров, Мотыгино принимало пять рейсов в день, в том числе осуществлялась перевозка пожарных на тушение лесных пожаров, а также принимали санитарную авиацию. Максимальное количество обслуживаемых за сутки полетов – 198 (в том числе и контроль за пролетами по воздушным коридорам и посадочным площадкам в районе Мотыгино). В Первомайске в 1991 году был принят технический рейс ЯК-40.

В Мотыгинском аэропорту базировались несколько вертолетов. В 1980 году в штате аэропорта и его поселковых филиалах было 156 человек, работали с семи утра и, бывало, до девяти вечера. Были и ночные полеты, для этого на полосе стояло специальное оборудование «Старт». Имелись в аэропорту радиолокатор, метеостанция (работала на климатическую сеть и на авиационную службу).

В 2005 году авиаметеостанции вывели из состава Росгидромета, в результате небольшие аэропорты остались без метеообеспечения, в том числе Мотыгино.

Печально, что с 1991 года, когда в стране начались перемены, все начало меняться и в гражданской авиации. Но Мотыгинский аэропорт пережил худшие времена, когда количество работников, обслуживающих рейсы, доходило до 10 человек. За аэропортом до сих пор закреплен первомайский участок, где сохранилась только взлетно-посадочная полоса, за порядком и  сохранностью ее следит ветеран, бывший начальник первомайского аэропорта В.В. Евдокимов. Также на балансе еще числится машуковская взлетно-посадочная полоса, в остальных поселках аэродромные полосы либо использованы под нужды поселков, либо заросли деревьями.

В 2009 году приказом по предприятию «Черемшанка» аэропорт Мотыгино был почти расформирован, из 26 работников сократили 16. Это было связано с тем, что аэропорт приносил ежегодные убытки на сумму 4,5 млн рублей. От имени коллектива Мотыгинского аэропорта было написано письмо губернатору края А.Г. Хлопонину с просьбой принять меры по сохранению площадки, способной принимать самолеты на хорошем уровне обслуживания. Вскоре в крае состоялось совещание при правительстве края, и было решено сокращения штата прекратить. Тогда здесь осталось десять работников, и они справились с обслуживанием немалого аэропортного хозяйства.

С апреля 2012 года было решено Мотыгинский аэропорт из ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка» ввести в состав вновь созданного федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья». Этот «пилотный» проект показал себя с лучшей стороны. Во всяком случае, выделяемые федеральные средства способствовали тому, что аэропорт до сих пор находится в действующем состоянии, способен обслуживать гражданскую авиацию. Снабжение и ремонт производятся централизованно через Красноярск и далее через Москву.

В настоящее время в аэропорту Мотыгино трудятся 20 штатных сотрудников, в их числе службы: управление и администрация, обслуживание – начальник, бухгалтер, дело- производитель, специалист по охране труда и технике безопасности, диспетчер-информатор (руководитель Р.Х. Черепанова). В службе авиационной безопасности (охрана, досмотр пассажиров) работают пять человек, руководитель Д.В. Белявин. Три работника трудятся в самой основной службе – аэродромного обеспечения, возглавляет ее А.И. Панов (водители, тракторист, техник аэродромной службы и рабочий). В службе пассажирских перевозок – два работника, возглавляет ее О.Б. Демишкевич.

Аэродром имеет статус посадочной площадки, здесь достаточно диспетчера-информатора, который наблюдает за погодой, за состоянием аэродрома и передает информацию для экипажа очередного самолета в Красноярск.

За 2017 год показатели работы Мотыгинского аэропорта в цифрах: перевезено пассажиров из Мотыгино - 1934, из Красноярска – 1605, выполнен 251 рейс, в том числе 36 – санавиация (84 больных), 63 –лесоохрана (с мая по сентябрь), 128 - пассажирских. Перевезено из Мотыгино груза 167 кг, из Красноярска - 2840 кг.

Конечно, мы говорили с Александром Петровичем о планах в наступившем году. Глобальных ремонтов пока не намечается, текущие работы исполняются. Возможно, здание аэропорта оборудуют автономным теплоснабжением (со своей дизельной модульной котельной).

Руководитель адресует свои поздравления с Днем гражданской авиации коллективу, который составляет работоспособную, дружную команду. Он желает стабильности в работе, повышения материального благополучия, сибирского здоровья, благоденствия семьям.

В связи с 95-летием гражданской авиации России работникам «Аэропорта Мотыгино» будут вручены юбилейные медали, благодарственные письма и Почетные грамоты.

Отдельные теплые поздравления ветеранам службы, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе – командиру звена В.Д. Ходько, командиру АН-2 В.А. Брюханову, авиатехнику В.Н. Полынцеву, начальнику базы электроснабжения А.И. Чупахину, начальнику гаража П.В. Иванову, техничке Л. Сметаниной, начальнику Первомайского аэропорта В.В. Евдокимову и многим другим, тем, кто свою жизнь связал с гражданской авиацией.

В очередной раз я вижу из диспетчерского наблюдательного пункта, расположенного на четвертом этаже здания мотыгинского аэропорта, как плавно заходит на полосу и выруливает Л-410. Самолет привез 15 пассажиров из Красноярска. В Мотыгино безоблачное небо, ветра нет, мороз около 30 градусов.

Наталья МОРОЗОВА