Я не понимаю…

Наверное, мало кто будет спорить с тем, что любовь к Родине, своему Отечеству нужно воспитывать с детского возраста, начиная с игрушек, мультфильмов

Как-то по радио ведущая детской передачи сообщила перед новым годом, что в какой-то стране (где, я не запомнил) дети слепили из снега своего национального героя. После чего она посоветовала нашим детям слепить из снега и своих любимых героев, назвав для примера Бэтмана, черепашку Ниндзя, человека-паука (!?).

«А где же Илья Муромец, Емеля на печи, Конек-Горбунок или хотя бы баба Яга со Змеем Горынычем?» - подумал я. Дети уже не знают героев русских сказок.

В магазинах детских игрушек все забито теми же персонажами, да еще заморской куклой Барби вместо Елены Прекрасной. А где же наши национальные игрушки?

Из мультсериалов последних лет есть неплохой, на мой взгляд, фильм о русских богатырях, но и там почему-то князь Владимир, который много сделал для укрепления Киевской Руси, показан исторические неверно. Создатели фильма показали его с отрицательной стороны. Не понимаю…

По интернету случайно посмотрел детскую передачу с участием папы, мамы и сына. На всем протяжении выяснялся вопрос: «Кто съел ка…ку?». Авторы передачи хотят привить нашим детям свой вкус? Почему такие передачи выпускаются в эфир? Не понимаю, куда смотрят руководители культуры?

Хорошо помню, как ежегодно в первых числах сентября по всей школе разносилось громкоголосое «ура!», когда нам классные руководители объявляли, что завтра едем в колхоз на картошку. В два, три дня выкапывали поле, это воспитывало коллективизм, было ощущение причастности к общему полезному делу. Как бы пафосно это не прозвучало, мы чувствовали, как по В. Маяковскому: «Мой труд вливается в труд моей республики».

В благодарность работники колхоза варили нам здесь же на поле, на костре, в громадном котле вкуснейший обед из той же картошки и свежего мяса. Молока и сметаны – вволю! Сейчас я только вижу, как ребята убирают вдоль дорог раскиданные бутылки и другой мусор. Занятие нужное, но не самое приятное. Сомневаюсь, чтобы они кричали «ура!», когда им предлагают эту работу.

Хотим воспитать трудолюбие, а в школе после занятий классы убирают не сами ученики, а бабушки. Запрещено – «эксплуатация детского труда».

Не понимаю, ведь мы-то всегда убирали за собой сами, дежурили по очереди, мыли полы.

Как бы в результате не получилось так, как в песенке из советских времен про лентяя Антошку («это мы не проходили, это нам не задавали…»).

Зимой, если позволяла погода, уроки физкультуры проводились на лыжах. Какая прекрасная лыжня была в Мотыгино, что по зареченским горам! На три, пять и даже десять километров прокладывали ее сами, без всяких снегоходов. Выходные дни на лыжах проводили и взрослые дяди и тёти. Почему сейчас ее нет? Не понимаю…

Неужели ребятишкам интереснее уныло наматывать круги по стадиону, а не кататься в лесу?

Страшная трагедия в Керчи. Были похожие преступления в школах других городов. Почему? Потому что с экранов телевизоров ежедневно льются потоки крови. О недопустимости этого говорят многие авторитетные педагоги, психологи. Но ничего не меняется. Как-то еще до Керчи ведущая одного из телеканалов, рекламируя после новостей премьеру очередного сериала, радостно сообщила: «В этом киносезоне будет еще больше убийств и крови!» (?)И это по центральному телеканалу! Не понимаю. Государство почему-то на школьные трагедии реагирует только требованием усилить охрану школ. Но первопричина разве в этом? Эта проблема начала появляться после того, как «перестроились» и в нашу страну хлынули все «прелести» западной жизни. На государственном уровне нужны «фильтры» в том, что приемлемо для нас, а что - нет. Если перед телефильмом на экране будет написано 18+, это совсем не значит, что зрители, которые попадают под категорию 18-, сразу выключат телевизор.

Оружие в наше время было гораздо доступнее. Ружья, как украшение, висели на стенах в квартирах охотников. В начале 60-х в Мотыгино, около первой школы, был хозяйственный магазин, «скобяной», как его называли, и там среди гвоздей, скоб, подков и прочего железа лежала в свободной продаже «тозовка». Купить ее тогда можно было без всякого разрешения. И это нарезное оружие! Но таких трагедий, как сейчас, никогда не было. Ни у кого не возникала мысль за полученную на уроке двойку брать ружье и идти в школу. Потому что кинофильмы в клубах, кинотеатрах учили добру, добру учили и книги. Сейчас популярен Гарри Поттер. Признаюсь, что книг об этом герое я не читал и оценивать не берусь, но читал о том, что в некоторых странах часть этих книг о нем запрещена, поскольку плохо влияют на детей. В некоторых, но не у нас. Интересно, читают ли сейчас дети такие книги, как «Два капитана» В. Каверина, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Кортик», «Бронзовая птица» А. Рыбакова, «Тимур и его команда» А. Гайдара, произведения М. Рида, Ф. Купера, Ж. Верна. Знают ли современные дети, кто такой Робинзон Крузо? В свое время, прочитав произведения этих авторов, мы сами становились героями книг на Рыбной речке – речке моего детства. Во что играют дети сейчас? В компьютерные игры?

О многом я еще хотел написать, но остановился, подумав: может, это просто ворчание немолодого человека? Вы как думаете?

Виктор АНОНЕН