Синоним слова «сотворение»

Ну вот. Отсмеялась страна, умолкли шутки-прибаутки общественности, вызванные переименованием милиции в полицию. И затих информационный поток пожеланий и рекомендаций в адрес обновленных блюстителей порядка, принимаемых в приличном виде на специально отведенной для этих целей сайт.

А вот вам нате и новую тему дня для умотворчества. Нет, нет. Глобальную смену названия  «российское образование» еще не затевают. Но проект соответствующего нового закона, относящегося к сфере обучения и воспитания юных граждан России, уже появился в информационном поле страны. Вот уж где поистине динамично меняющаяся сфера. Тут вам и отмена экзаменов в традиционном виде, внедрение единого государственного экзамена и масса других новшеств, направленная на… Только вот успешнее и счастливее ли становятся обладатели аттестатов зрелости к моменту выпускного бала? Впрочем, о своей точке зрения на введение нового «Закона об образовании» мы попросили рассказать начальника районного управления образования С. С. ЛЫСЕНКО.

- На мой взгляд, этот документ является весьма своевременным, потому что основополагающий для нас документ под названием «Закон об образовании» не менялся с 1992 года. Были внесены различные изменения в этот закон другими федеральными законами. Кроме того, другие законы, регламентирующие образовательную деятельность, претерпели изменения, в том числе налоговое и трудовое законодательство. Таким образом, в сегодняшнем проекте «Закона об образовании» сконцентрированы и включены в единый свод все изменения. Поэтому можно сказать, что новый проект и есть своевременный.

Что особенно импонирует в новом проекте – это первая глава, которая включает все понятия, используемые нами на сегодняшний день. К тому же все термины носят актуальный характер и имеют однозначное трактование. Так, например, понятие «качество образования» до этого имело размытый смысл.

Следует отметить, что проект нового закона является более объемным. Но в нем выделены отдельные понятия по главам. Все четко изложено про систему дошкольного, общего, профессионального и высшего образования. Четко определены типы и виды образовательных учреждений. Хотя, очевидно, еще потребуется время, чтобы привыкнуть к новым терминам, например, «образовательная организация» вместо «образовательное учреждение». Разумеется, речь пойдет о выдвижении новых требований к образованию, так как говорится о предоставлении образовательных услуг.

В проект закона внесены изменения, связанные с поэтапной реализацией ФЗ № 83, в котором сказано, что муниципальные учреждения могут быть бюджетными, автономными либо казенными. Хорошо, что появится закон, в котором все четко прописано.

Правда, отдельные понятия в новом законе  вызывают у нас некоторое напряжение. Например, сказано, что любой учащийся имеет право получать образование не только в образовательном учреждении, но также и вне этой организации, любым иным способом семейной или другой формы обучения. В таком случае возникает вопрос: а кто тогда будет отвечать за качество образования? Ведь сдавать экзамены все равно надлежит в образовательной организации.

В новом законе имеются некоторые бесспорно положительные моменты. Так, например, когда речь идет о профессиональном образовании, в законе говорится: когда учащийся получает профессиональное образование, то он в то же время должен получить и среднее образование. Такая норма не была четко сформулирована в ныне действующем «Законе об образовании».

Мы провели «круглый стол», где обсудили проект нового закона. На это заседание пригласили представителей всех образовательных учреждений района. Участники сошлись во мнении, что очень много изменений будет внесено в проведение аттестации и выдачу лицензий образовательным учреждениям, которые теперь будут  бессрочными.

Но это отнюдь не говорит о единовременном получении лицензии «пожизненно» - в систему контроля за соблюдением необходимых требований будут включены различные службы и ведомства, которые будут проводить ежегодные проверки.

Но упомянутые количественные изменения в новой системе образования никак не отразятся на качественном составе педагогов Мотыгинского района и их уровне заработной платы – об этих изменениях новый закон ничего не говорит. Однако следует отметить, что новый закон предусматривает расширение категории людей, которые могут работать в образовании. И теперь предыдущее главное требование в виде наличия специального педагогического образования уже не столь важно. Этот вопрос был предметом горячей дискуссии и на состоявшемся заседании «круглого» стола: а не утратится ли в этой связи качество образования? Ведь не секрет, что, например, бухгалтер со знанием высшей математики вряд ли владеет методикой ее преподавания в школе и также способен общаться с детьми на нужном уровне. В общем, практика покажет, насколько обоснованным и целесообразным было внесение такого пункта в новый закон.

Этот проект нового закона появился в информационном поле в ноябре 2010 года и должен быть принят в феврале нынешнего года. Обсуждение его продолжается, вносятся все новые и новые изменения. Таким образом, проект закона, появившийся в ноябре, сильно отличается от его нынешнего вида по состоянию на январь 2011 года.

К сожалению, как показывает печальная практика, у нас сначала принимается закон, а уж только потом начинают разрабатывать механизм его воплощения. Не исключением стал и новый «Закон об образовании», в котором отсутствует пока механизм  действия. Очевидно, пройдет достаточное время, пока его новая суть не найдет отражения в реальных действиях, пока не поступят действенные комментарии. Хотя служба по контролю, которая следит за лицензированием образовательных учреждений, уже строит свою практическую деятельность и взаимоотношения с управлением образования по новым нормам нового закона.

Основным главным отличием в проекте нового закона значится  пункт об обязательном наличии сайта у любого образовательного учреждения, включая дошкольное, на котором должна размещаться абсолютно вся информация об учреждении. До настоящего момента наличие сайта было крайне желательным, но не вполне обязательным. И служба по контролю будет следить за наполнением сайта нормативно-правовыми документами и локальными актами. Теперь отпадет необходимость запрашивать ту или иную информацию в письменном виде на бумажном носителе. С одной стороны, это облегчает взаимодействие образовательных учреждений с контролирующими органами. Но, с другой стороны, возникают определенные трудности. К сожалению,  наше штатное расписание и фонд оплаты труда в образовательных учреждениях не предусматривают новую единицу системного администратора, который бы следил за наполнением информационного сайта – никакой из нормативных актов это не рассматривает. Такой вопрос регулярно поднимают представители образовательных учреждений  Мотыгинского района на совещаниях в краевом центре, на что получают постоянный ответ о потенциальном наличии нужных на содержание системного администратора  средств в собственных бюджетах. Однако это не так, ибо фонд школы формируется  исходя из конкретной численности учащихся образовательного учреждения. И простора для финансового маневра никак нет. Это и есть конкретный пример возникающей «вилки» между требованием строки закона и несбалансированностью механизмов его воплощения. Что ж, поживем – увидим.

Записал Андрей ЗЕНИН