Основы религиозных культур и светской этики

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса граждан России в 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностносмысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Храм в жизни иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  народа России.

Учебный модуль «Основы  исламской культуры»

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Культура и  мораль. Нравственность и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время?

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в классе, школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  народа России.

В представлении модулей ОРКСЭ используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

- Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.

- Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

- Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.

- Решение задач социализации, постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.

- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Почему для изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст?

Ребенок в этом возрасте наименее конфликтен; у детей появляется потребность в новом содержании, обращении к внутреннему миру человека; у детей уже сформирована способность понимать смыслы на уровне понятий Добро, Совесть, Милосердие, Дружба; в этом возрасте возникает потребность в примере, идеале; ребенок «открывает» социальное  разнообразие внутри класса.

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Не менее, чем за неделю до даты проведения родительских собраний, до родителей учащихся доводится информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно. Решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается.

Валентина Головинская,
специалист МКУ «Управление образования
Мотыгинского района»