Дорога длиною в школьную жизнь

Труд учителя, как никакой другой, проверяется временем. Посеянное сегодня дает плоды через много лет. Именно в этом особенность профессии педагога. В августе исполняется 50  лет с тех пор, как посвятила свою жизнь школе учитель биологии Первомайской школы Тамара Ивановна Мельникова.

Трудно ли быть мастером? Когда наблюдаешь за работой Тамары Ивановны, то кажется, что это очень просто. Просто вести уроки, просто понимать и проявлять заботу о каждом ребенке, просто работать с родителями, просто удивлять коллег педагогическими находками. Просто… Просто… Просто – этот перечень можно было бы продолжать. Но такая легкость свидетельствует лишь об одном – о высоком профессионализме.

Вот уже 50 лет встречает своих учеников Тамара Ивановна с открытой улыбкой. За годы своей работы она выпустила не один класс. И все ее ученики получили хорошую путевку в жизнь.

Опытный педагог добивается глубоких и прочных знаний учащихся.  Система ее работы родилась в результате многолетнего опыта. Главная цель работы Тамары Ивановны – создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей. Тамара Ивановна является одним из основателей Банка Идей учителей-биологов в России. В течение многих лет она щедро делится крупицами своего педагогического и методического опыта с учителями России.

Тамара Ивановна работает по принципу: «Ни один урок не может быть одинаковым». Она проводит семинары, экскурсии, лекции, лабораторные и практические работы, ролевые игры, биологические ринги, заочные путешествия. В своей практике она использует интегрированные уроки. Они помогают учащимся осознавать тесную взаимосвязь наук, а изучаемый материал становится более наглядным и понятным. На ее уроках дети работают по принципу «ученик – ученик». Ребята на уроках очень активны, общительны. Осознанно усваивают  учебный материал.

Через свои уроки Тамара Ивановна учит детей применять основные логические операции, выделять главное, искать нестандартные решения, а также формирует коммуникативные компетентности: дети учатся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению.

Тамара Ивановна – профессионал высокого класса. Она весьма успешно использует в своей работе новые технологии, постоянно работает в инновационном режиме: использует в своей работе способ диалектического обучения. Работа по данной технологии позволяет создавать оптимальные условия логического и практического мышления учащихся, учитывать закономерности образовательного процесса, направлять содержание учебной работы, включать в действие, заставлять думать.

Тамара Ивановна способна к непрерывному системному образованию. Она постоянно находится в поиске и повышает квалификацию через участие в различных конкурсах и фестивалях, проводимых в школе, районе и крае.

Она не раз была участницей районных и краевых педагогических чтений по обмену опытом. Два раза Тамара Ивановна занимала первые места в школьном конкурсе «Учитель года». Ее педагогический опыт обобщался на уровне школы и района. Много лет педагог руководила работой школьной теплицы, устраивала выставки цветов и овощей.

В сборнике «Я иду на урок биологии», составленном на основе материалов, публиковавшихся в еженедельнике «Биология» в приложении к газете «Первое сентября», помещены уроки, разработанные Тамарой Ивановной, эти уроки получили высокую оценку педагогов и ведущих методических центров России.

Тамара Ивановна вместе с детьми активно занимается исследовательской работой. Лучшая исследовательская работа «За здоровый образ жизни» была отмечена почетным дипломом московского фестиваля исследовательских и творческих работ. В 2010 году учащиеся 8 класса М. Радкевич и Т. Лемешенко приняли участие в фестивале «Портфолио» в Москве. Тема их работы – «Красноярский  парк флоры и фауны «Роев ручей».

Внеурочная деятельность Тамары Ивановны имеет большое значение для всестороннего развития учащихся, познавательного интереса, творческих способностей. Несколько лет подряд она вела кружок «Здоровый образ жизни», курс по выбору: «Экология человека, окружающая среда и здоровье человека». Тамара Ивановна каждый год проводит со своими учениками предметные экологические недели.

Плодотворная работа учителя отмечена высокими наградами: орденом «Знак почета», значком «Отличник народного образования».

Тамара Ивановна не мыслит себя вне роли классного руководителя. Она окружает детей неустанной заботой и является для них настоящим образцом интеллектуальной личности. В своей работе Тамара Ивановна использует современные методики воспитательной работы. Проводимые в классе мероприятия всегда актуальны, целесообразны и познавательны по содержанию. Главная задача, на которую она обращает внимание, это – воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.

Особое внимание Тамара Ивановна придает работе с родителями. В классе систематически проводятся родительские собрания, консультации, совместные вечера и праздники.

Авторитет и уважение, которыми обладает Тамара Ивановна, в коллективе школы очень высоки. Это авторитет профессионала и творческого учителя, щедро одаренной личности, главное дело которой – нести радость людям!

Чтобы найти подход к каждому из детей, чтобы так любить свой предмет, чтобы им увлеклись дети, мало иметь терпение и желание заниматься этим делом, нужны еще призвание и талант. Про рабочего можно сказать: «Я б в рабочие пошел – пусть меня научат!». Учителем нужно родиться.

Уважаемая Тамара Ивановна, от имени всего педагогического коллектива нашей школы хочу сказать Вам огромное человеческое спасибо! В преддверии вашего 50-летнего юбилея педагогического труда примите самые наилучшие, добрые, искренние пожелания. Пусть в Вашем доме всегда будут уют, взаимопонимание. Здоровья Вам и процветания на долгие годы. Побольше благодарных учеников!

Ирина АВДЕЕВА,
директор школы.
п. Первомайск.