Заниматься делом, становиться лучше

Татьяна Васильевна БУЙКО – преподаватель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в детской музыкальной школе.

В 2003 году она окончила Мотыгинскую  СОШ № 2 и музыкальную школу. После окончания Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова-Радкевича Татьяна пришла в ДМШ уже в новом качестве: четвертый год она преподает специальность (баян), оркестр и предмет по выбору (баянный ансамбль); третий год работает в должности заместителя директора по УВР.

Сегодня молодой специалист Т. В. Буйко отвечает на вопросы редакции.

Беседа началась с вопроса о том, почему она выбрала столь сложную и необычную профессию музыканта?

- Помню, в далеком детстве, как-то отец пришел с работы и объявил, что я пойду учиться в музыкальную школу: «Готовься: учи песенку!», - сказал он, - и в моей голове пронеслось торжествующее «Ура!». Тогда я еще не знала, что ждут меня ежедневные занятия, труд, и нужно набраться старания и терпения, чтобы соответствовать требованиям школы. Но мне понравилось учиться! Появилось много новых друзей, радовало отношение педагогов, было ощущение вечного праздника и движения. В общем, все было очень здорово!

- Татьяна, что ваша работа дает вам как человеку, как личности?

- Работа очень интересная, разнообразная и творческая. В ней всегда присутствуют поиск, необходимость расти, развиваться, постоянно меняться и узнавать что-то новое.

Для того, чтобы стать педагогом и мастером своего дела, мало освоить знания, умения, навыки, необходимо любить свою работу, искать варианты решений возникших проблем, ставить цель и добиваться ее осуществления.

Мне нравится работать с детьми, наблюдать за ними, радоваться их маленьким победам. Все они замечательные и очень разные. Каждый из них имеет свою особенность, характер и темперамент. Замечая в них плоды своего труда, я испытываю настоящую радость.

Сейчас в моем классе 12  учащихся, у каждого свои успехи и достижения, но есть среди них такие дети, на которых я возлагаю особые надежды. Возможно, скоро они станут «звездочками» класса и школы.

Часто, помимо общеобразовательной и музыкальной  школы, дети посещают занятия в кружках, секции, дополнительные уроки и факультативы, а это большая нагрузка для них. Здесь нам очень хорошо помогают родители, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Они контролируют посещаемость, помогают в подготовке домашних заданий и планировании дня, приходят на концерты и родительские собрания.

Когда ребенок занимается в музыкальной школе, у него развивается интеллект, воспитываются дисциплина и воля, он учится общаться с людьми разного возраста. В человеке развиваются положительные качества: юные музыканты умеют сочувствовать и переживать, они терпеливы, добросердечны и в то же время очень мужественны.

Можно привести еще много аргументов «за» получение музыкального образования.  Лично мне, как педагогу, просто приятно наблюдать за тем, как дети становятся лучше.

- Какие ваши личные убеждения помогают в работе с детьми?

- «В жизни ничего не происходит просто так», «от себя не уйдешь». Любой человек, встречающийся на жизненном пути, подсказывает какую-то мысль. Нужно не упустить эту подсказку, использовать каждый шанс для того, чтобы понять свое предназначение, свой путь.

Следовательно, если ребенок захотел учиться музыке, значит, нужно предоставить ему такую возможность. Возможно, он не вырастет великим исполнителем, но зато станет хорошим человеком. Я много общаюсь с детьми, стараюсь выяснить, что им нравится, что лучше получается (не обязательно в музыке), для того, чтобы помочь выбрать свое место в жизни и стать успешными людьми в будущем.

Со временем к детям «прикипаешь», хочется, чтобы они состоялись в жизни, чтобы они развивались. Стараешься оградить их от таких негативных моментов современной жизни, как, например, алкоголь и курение, чтобы проблема вредных привычек их не коснулась. Убеждаю, что есть другие возможности и другой мир, в котором они могут себя проявить. Да, «пробиться» сложно, но нет ничего невозможного. Главное - стараться, стремиться, трудиться.

- Это обусловило ваш выбор второй специальности педагога-психолога?

- Да, область педагогики и психологии весьма интересна для меня. Сейчас я обучаюсь заочно в Красноярском педагогическом университете им. В.П. Астафьева, получаю эту специальность. Вообще считаю, что в любой области могу состояться, потому что умею трудиться. Отчасти развитию этого качества способствовало мое обучение в музыкальной школе.

А вообще, я просто люблю детей, поэтому снова выбрала профессию, связанную с их обучением и воспитанием.

- Сейчас молодежь, в основном, «тянется» в город. У вас не возникало желания после учебы остаться в Красноярске?

- Это непростая задача – в большом городе определиться с тем, чем будешь заниматься в дальнейшем, тем более что жизнь в Красноярске довольно сложна ,и провинциальным людям выжить в  городе  довольно трудно. Многие мои друзья стали там менеджерами, консультантами. Я смогла бы справиться с этой задачей, но заниматься этим делом мне неинтересно и, кроме как в педагогике, больше я себя нигде особо не представляла.

Одно из моих качеств – обдуманно принимать важные решения. Когда я окончила колледж искусств, у меня был отчетливо сформирован образ той работы, которая мне нужна. Я знала, чем буду заниматься, когда приеду сюда, в Мотыгино. Четкого представления о том, что  буду делать, если останусь в городе, у меня не было. Взвесив все «за» и «против», я вернулась в родные края и об этом нисколько  не жалею.

- Насколько успешно удается совмещать преподавательскую и административную работу в школе?

- Мой руководитель, директор школы Татьяна Владимировна Самкова, – очень опытный и доброжелательный человек, она подсказывает верное направление в работе, оказывает моральную поддержку.

Коллектив школы работает слаженно, мы – одна команда, в которой каждый участник выполняет свои функции – всегда вовремя и ответственно. Поэтому мне удается все успевать и справляться со своими должностными обязанностями. Я хотела бы, чтобы наш коллектив всегда был дружным, сплоченным, деятельным и творческим.

- Как складываются отношения с коллегами?

- Отношения хорошие, дружеские. Мне легко было влиться в коллектив, так как  я в школе -  «своя». Здесь работают мои педагоги, мои наставники, которые когда-то учили, воспитывали и которым  я очень благодарна.  Сейчас мы коллеги, своеобразные, творческие люди. Мы стараемся прислушиваться друг к другу и не разрушать гармонию внутри коллектива.

- Вам повезло с учителями?

- Да, безусловно. Татьяна Владимировна Самкова обучила основным навыкам в исполнительстве на баяне, привила любовь к музыке и своему инструменту. Преподаватель по специальности из колледжа искусств, Владимир Викторович  Шахов, способствовал развитию профессиональных качеств музыканта и педагога.

Пользуясь случаем, я хочу выразить им огромные слова благодарности за их терпение, искренность, понимание и участие, за те знания, умения и навыки, которые я получила в процессе обучения.

Большое спасибо за душевную теплоту, любовь к ученикам и профессионализм хочется сказать учителям  МСОШ № 2, которых я помню и ценю, особенно Тамаре Алексеевне Крючковой и  Людмиле Михайловне Арсеньевой.

- Ваши планы на будущее?

- Есть мечта посмотреть мир, посетить столицу России и европейские страны. Набраться новых впечатлений, посмотреть, как живут другие люди. В общем, планов много, осуществить их непросто, но, думаю, по силам. Я очень деятельный человек, поэтому главный принцип моей жизни – это только развитие.

Борис ШАКУРОВ.
Фото автора.