С шаманами не шутят

Наталья Поздеева

 

Хранитель документального фонда Енисейского музея и куратор юбилейной выставки Наталья Поздеева рассказала об основных моментах выставочного комплекса

При содействии министерства культуры края была сформулирована основная концепция развития Енисейского музея (открыт в 1883 году), в которой участвовали московские специалисты.

Таким образом был разработан новый проект уже не для музея, а для музейно-исторического комплекса, в который войдут несколько зданий города.

Настоящая выставка в музее, занимающая два этажа, была открыта к юбилею Енисейска, и сделана она с помощью дизайн-проекта специалистов из Санкт-Петербурга.

Основные темы, положенные в основу экспозиций, – история освоения реки Енисей на территории между Ангарой и Нижней Тунгуской, археологические древности, быт и культура народов енисейской тайги, а также история и развитие социально-бытовой и промышленной сферы.

Основал музей в Енисейске Игнатий Кытманов, он же собирал первые экспонаты.

Самыми интересными экспонатами за последнее время стали лодка-берестянка, которую доставила к десятилетию музея родственница основателя музея по фамилии Конягина родом из канских купцов.

И снова мы возвращаемся к музейным экспозициям, которые хранят богатую енисейскую историю. Развитие пароходства в Енисейске и освоение вод-
ного пространства – это целая летопись, закладки в которую вкладываются и в настоящее время.

Енисей покорялся с помощью мощных по тем временам паровых речных машин. В 1863 году на реку был спущен первый пароход «Енисей», положивший начало формированию речного флота. До этого водные просторы могучей реки бороздили плоты и лодки.

Пароходное общество, существовавшее более 40 лет, внесло свой значительный вклад в развитие города. В экспозиции можно увидеть макеты судов, изготовленные местными умельцами, – это «Бодрый», «Циркуль», «Котовский», «Святой Николай»,  «Пионер», а также предметы, которые были на кораблях.

Например, сохранился штурвал парохода «Glenmore», построенного в конце 19 века. Судно перегнали на Енисей северным морским путем в 1897 году с северной экспедицией казенных судов адмирала Макарова. Пароход купили енисейские купцы, и он вошел в состав енисейской пароходной компании.

В советское время пароход был национализирован, а в 1934 переименован и плавал как грузо-пассажирский пароход под названием «Карл Маркс». В 60-е годы пароход списали и разрезали на металл, таким образом от старейшего судна остался только штурвал, который хранится в Енисейском музее, и рында, которая находится в Красноярском музее.

Енисейские байки и легенды не обошли вниманием и речную тему.

Ходит в народе  рассказ о проклятии шамана.

В 1892 году пароход «Феникс» отправился в плавание. На борту был Александр Кытманов, сын совладельца пароходной компании, основателя енисейского музея, который в путешествиях подбирал экспонаты для своего детища.

Путь лежал в Туруханск. Сойдя на берег, Кытманов отправился в поселения, где еще сохранился быт остяков и шаманов. В чуме шамана он заприметил идола и попросил продать его для музея. Конечно, шаман наотрез отказался. Кытманов, вернувшись на пароход, рассказал офицерам об этом, те поделились с матросами. Служивые, желая сделать приятное своему благодетелю, выкрали идола и принесли его на пароход. Александр Игнатьевич об этом не знал, поэтому, когда шаман мчался по берегу, требуя вернуть свое, он отправил его восвояси. Шаман проклял пароход и предсказал его гибель, что вскорости и сбылось. «Феникс» сел на мель, но судно тонуло долго, поэтому все пассажиры успели спастись. Пароход так и остался лежать на косе у Осиновских порогов, получившей название Фениксова.

Наталья МОРОЗОВА