Раздольная и печальная душа…

В этом году народный художник России, прозаик и поэт Тойво Васильевич Ряннель празднует свой юбилей.

Родился он в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье. Предки его пришли в эти места из области Саво северной Финляндии. Семья будущего художника и поэта была выслана в Сибирь на вечное поселение в 1931 году в золотопромышленный Удерейский район, к северу от Ангары. С разрешения спецкомендатуры Тойво Ряннель в 1939 году поступил в Омское художественное училище.

Гражданская реабилитация художника состоялась в 1993 году. Сибирь для него являлась не только местом ссылки, но и землей обетованной, где он создал ряд картин, выразивших характер наших мест.

Персональные выставки произведений Т. В. Ряннеля, начиная с 1960 года, прошли во многих городах страны: Омске, Барнауле, Новосибирске, Москве, Краснодаре, Ставрополе, Нальчике…

Выставки его картин проходят во многих странах: в Словении, Англии, Финляндии, Японии, Китае, США, Германии,  ЮАР.

Тойво Васильевич – хороший знакомый моего отца; с раннего детства я познакомилась с его творчеством. Особенное впечатление на меня произвели полотна: «Горные кедры», «Рождение Енисея», «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саян» и другие. Художник тонко чувствует красоту нашей русской природы, изображает величие наших рек – Енисея и Ангары, передает восторг и волнение от увиденного. Каждый листочек, каждый цветок у художника как живой. Глядя на его картины, чувствуешь дуновение ветерка, отражение солнечных бликов, запах воздуха; стоишь зачарованный – и уходить не хочется. В красоте – величие нашей природы. Поражает, как может тонко чувствовать человек то, что дает ему окружающий мир, как может передать это состояние восторга при помощи кисти и красок!

Наряду с живописными полотнами художник создает прозаические произведения: «Мой черный ангел» и «Незваный гость». В последнем  романе в рассказах он вспоминает, как приезжал в наш район в 1995 году (когда район отмечал свое 60-летие): «Величиной с Бельгию, но маленький по сибирским меркам, этот район Красноярского края опирается своей южной кромкой на Ангару. В глубь удерейской тайги, труднодоступной и сейчас, а в дни моего отрочества вообще полудикой, ведет единственная дорога от пристани Мотыгино. Когда-то девятилетним парнем вместе со старшим братом Хейски я прибыл в качестве дешевой рабсилы в пестрой интернациональной колонне спецпереселенцев на сооружение этой первой здесь автомобильной дороги. Так что к строительству социализма в лагерно-ссыльном крае я имею близкое личное отношение. Летел на юбилей спецрейсом заместителя губернатора. С большим интересом ждал встречи с этой землей, на  которой отбывала беспричинную, неумно надуманную провинность наша большая семья. Я не узнал в жалких остатках строений бывшего поселка Кировского, прииска.

Только островерхая известковая сопка за речкой Микчандой давала мне верный ориентир на восстановление в памяти древней реальности. Где-то здесь… должен быть наш дом – творение рук отца и брата. Отыскал, узнал, хотя дом и осел в землю по самые окна. По окнам я и узнал его. Тишина. Холодное июньское солнце. Желтые и белые цветы…

Что ищу я здесь? Далекое эхо умолкнувших голосов? Зыбкие признаки моего сибирского детства? Зачем? Чтобы понять, что все прошло, и не надо тосковать по Сибири в других краях, куда судьба прибила мою лодку с потрепанным парусом?

Хорошо, что я приехал сюда и убедился, что жизнь продолжается, хотя она не такая, как на Большой земле, на материке, а своя – таежно-приисковая, в основном фартово-бедовая, но все же жизнь, устремленная в будущее. Сколько лет в Европе пытаются добраться до сути понимания славянской души. Неплохо бы этим философам пожить в Сибири, постичь ее историю и географию, что-то тогда стало бы понятнее, ибо здесь, за степями и таежными морями, она набирается силы – раздольная и печальная душа!».

О своих душевных переживаниях пишет Тойво Васильевич в романтических стихах, под влиянием которых я начала сочинять свои вирши. С самого раннего детства поэтические образы художника пробуждали во мне любовь к природе, к нашей красавице-Ангаре, учили видеть прекрасное в окружающем мире. Очень люблю перечитывать стихи Тойво Васильевича об осени – любимом времени года.

«…Пора листопада тревожит леса,

И в душу врывается ветер постылый,

Ночами тревожно трубят в небесах

Пролетные птицы над родиной милой.

Ужели оттуда видней журавлям

И судьбы людей, и земные дороги;

И кажется мне, что по русским полям

Гудят поезда в журавлиной тревоге…».

Или:

«Лунный свет едва струится

Сквозь кедровые плетенья,

Что-то мне никак не спится

В непонятности смятенья…

Мне сегодня возвратили двадцать

Дерзких лет, затерянных вдали –

Как парнишка, я готов угнаться

За мечтой на синий край земли!

Значит, счастье может повториться,

Значит, не окончен долгий бой

За перо волшебное жар-птицы,

В детстве оброненное тобой!».

Поэт-лирик, Тойво Васильевич удивляется хрупкости любви, вдохновенно говорит об этом:

«У больших, побитых ветром сосен,

Повстречал я девочку раскосую

Необычной дикой красоты.

И она не вздрогнула при встрече,

Не пошла с оглядкою назад.

Золотисто-темные, как вечер,

Стыли изумрудные глаза…».

О любимой он пишет:

«Синева, упавшая на листья,

И роса на каменной тропе –

Все вокруг неотразимой мыслью

Тайно посвящается тебе…».

Очень нравится мне стихотворение, посвященное дочери Ларисе:

«Как неоценимую награду

Принимаю в горестной борьбе

Чудо! – моя юность где-то рядом,

Снова повторяется в тебе!

Променяю недуги и старость

На короткий миг в моей судьбе,

Чтоб увидеть яркий алый парус,

Трепетно стремящийся к тебе!».

Многогранно творчество Т. В. Ряннеля. Глядя на этого скромного человека, удивляешься граням его таланта. Мало кто знает, что он владеет несколькими музыкальными инструментами и пишет музыку. Человек, не жалеющий себя, не знающий к себе поблажек, он – трудоголик, выполняющий любое дело хорошо и мастерски.

Волею судьбы я побывала в доме художника, когда он был в Финляндии в городе Хельсинки, где меня встретили радушно, по-сибирски приветливо.

Мы читали стихи, слушали музыку автора, вспоминали наших общих знакомых, фотографировались на память. Хозяин дома был рад встрече, находился в приподнятом настроении, в нем чувствовались неиссякаемая энергия, силы, дающие возможность творить, окружать нас прекрасными полотнами, стихами, необыкновенной музыкой.

В эти дни в Красноярске проходит персональная выставка работ Т. В. Ряннеля; художник приехал из Финляндии в Россию отпраздновать свое 90-летие. Хочу пожелать этому замечательному человеку здоровья, творческих успехов, всех земных благ.

Александра ЩЕРБАКОВА
г. Красноярск-п. Мотыгино