Закаляйся, как сталь!

(Окончание. Начало в №№ 38-39)

Наши ресурсы

Коллектив физкультурно-спортивного клуба ориентирует учащихся на формирование физической культуры и здорового образа жизни, прививает интерес к физкультурно-спортивной деятельности, вырабатывает навыки регулярных занятий физическими упражнениями, содействует эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Образовательный и тренировочный процессы клуба «Юность» базируются на материально–технической базе МБОУ Мотыгинская СОШ № 2. В соответствии с нормами и требованиями предоставляются помещения, спортивное оборудование и инвентарь.

А работают и тренируют ребят нашего клуба В.В. Лемеш, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы, Д.Ю. Найденко, организатор физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в начальной школе, В.А. Журавлев, организатор физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в средней и старшей школе. Источниками финансирования нашего клуба являются средства местного и краевого бюджета, внебюджетные средства и спонсорская помощь.

Так, в 2010 г. на приобретение спортивной формы  была израсходована 41 тыс. руб. внебюджетных средств. По 40 тыс. руб. было израсходовано на приобретение туристического снаряжения в 2008 г. и 2009 г.  На обеспечение поездки до Красноярска и экскурсионное обслуживание в Москве участников Всероссийской спартакиады «Призывник-2009», «Призывник-2012» выделялось  по 25 тыс. рублей из внебюджетных средств и  местного бюджета, соответственно. Самым расходным было приобретение спортивного инвентаря. В 2008 г. расходы по приобретению составили 70200 руб., в 2009 – 40 тыс. рублей,  в 2010 – 61500 руб. и 15 тыс. руб. в этом учебном году.

В школе в течение пяти лет работает проект «Школа - территория здоровья», который охватывает все виды деятельности учреждения. Цель проекта - воспитание у всех участников потребности быть здоровыми. Преподавателями физкультурно-спортивного клуба разработан подпроект «Посмотрите, я каков: я и весел, и здоров!», который повышает физкультурную грамотность детей. Мероприятия проекта формируют и углубляют знания учащихся о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности и телосложении. На занятиях ребята рассказывают о здоровом образе жизни, о положительных и отрицательных средствах воздействия на организм. Проводятся профилактические беседы во время вспышек респираторных заболеваний. Выпускаются бюллетени о мерах предупреждения заболеваний.

Совет клуба во главе с директором МБОУ СОШ № 2  Татьяной Викторовной Быковой в рамках этого проекта провел следующие мероприятия:

операция «Аптека» (5-11 классы), где ребята рассказали о применении лекарственных растений своего района и дали рецепты применения лекарственных трав.

Пресс-конференция «Мифы и правда о наркотиках» (8-11 класс), где ребята задавали вопросы психиатру–наркологу, психотерапевту высшей категории Орлову С.А.

Классные часы «Горькие плоды сладкой жизни» о вреде наркотиков на организм.

Акция «Мы - за здоровый образ жизни», в которой принимали участие все учащиеся, посещающие ФСК «Юность». Ребята проводили социологический опрос учащихся 2-8 классов, исследовали отношение учащихся к вредным привычкам: курению, алкоголю, запахам вредных органических соединений, употреблению нецензурных слов. Помогали в проведении месячников здоровья в школе, организовывали учебу физоргов классов по проведению физминуток и валеопауз.

Классные часы «Береги глаз, как алмаз»,  «Крепкие зубы – здоровью любы» и другие.

Пропаганда здорового образа жизни организуется через СМИ. Школьная «Живая газета» освещает результаты спортивных соревнований среди детей и взрослых. Местное телевидение приглашается на все значимые мероприятия, транслирует их на местном телеканале. Немаловажную роль в пропаганде здорового образа жизни играет наглядная агитация: стенды, плакаты, афиши.

Ежегодно в учреждении реализуется проект «Спортсмен года». В новых программах требования к учащимся и их двигательной подготовленности выражаются в приростах развития физических качеств, фиксируемых по окончанию учебного года.

В основе проекта педагог дополнительного образования спортивной направленности В. А. Журавлев проводит мониторинг динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося клуба с целью формирования потребности у учащихся в двигательной активности с последующим стремлением к физическому совершенству.

В процессе занятий В. А. Журавлев отслеживает и определяет учебные уровни по усвоению навыков, умений и развития двигательных качеств, воспитывает уважение к соперничеству, к окружающим, учит серьезному отношению к предмету физической культуры. Мониторинг поможет  в конце учебного года при подведении итогов проекта «Спортсмен года».

На занятиях в спортивных секциях у школьников вырабатываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, сила, скоростно-силовые способности, а также ведется работа по активной деятельности учащихся, направленной на улучшение и сохранение здоровья.

Выпускники нашей школы сохраняют связь со спортивным клубом. Второй год на базе ФСК Иван Кузнецов (сотрудник полиции) и Евгений Аполлинарьев (охранник Сбербанка)  организуют работу тренажерного зала: занимаясь сами, привлекли ребят-старшеклассников, в том числе учащихся из неблагополучных семей.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками В. А. Журавлев учитывает особую значимость и привлекательность для учащихся игровой деятельности.

Подвижные игры позволяют решать целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить как физические качества, так и умственные и творческие способности, нравственные качества.

Систематическое использование подвижных игр на занятиях общефизической подготовки, на удлиненных переменах в школе, во время динамической паузы в первых классах - все это способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Поэтому Владимир Александрович на своих занятиях больше времени отводит на подвижные и спортивные игры, используя их разнообразие. Попытки предоставления  учащимся возможности самим придумывать новые подвижные игры позволяют развивать  их творческие способности, варьировать различные виды нагрузок, делают занятия по общефизической подготовке более интересными.

Как считает педагог, двигательная активность приводит к обогащению организма и мозга человека кислородом, ускорению процессов восстановления, повышает работоспособность – это приводит к снятию дискомфорта и напряжению во время учебного дня у школьников младшего возраста.

Часть занятий Владимир Александрович проводит на свежем воздухе (командные игры, «Веселые старты», спортивное ориентирование с GPS-навигатором). Учитывая возрастные особенности учащихся, пропагандирует народные игры, основанные на командности и двигательной активности (лапта, «цепи - кованы») и другие.

На базе ФСК старшеклассники занимаются огневой подготовкой под руководством Журавлева Владимира Александровича.  23 октября 2011 года школьная команда в районных соревнования по огневой подготовке заняла 1, 2 и 3 места по стрельбе из пневматической винтовки (индивидуально).

Кроме того, появились новые формы оздоровительной направленности: туристические поездки,  походы и сплавы по реке.

Лучшие спортсмены поощряются за счет школы туристическими путевками. Наши дети побывали в заповеднике «Столбы», на озере Байкал, в Бородинских пещерах, совершают походы по достопримечательностям Мотыгинского района: «Гребень», «Кокуйские острова», заповедник «Ангарское многоостровье» и участвуют в сплавах по рекам.

К этой работе привлечен педагог дополнительного образования Центра воспитательной работы по туризму и спортивному ориентированию В.В. Лемеш. Под его руководством ежегодно в сплавах по рекам Ангаре и Рыбной участвуют 10-12 учащихся.

Главное, что мы ожидаем от нашего проекта:

  • Повышение приоритета здорового образа жизни среди детей и взрослых поселка.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  • Повышение уровня самостоятельности и активности детей, молодежи и родителей в двигательной деятельности.
  • Повышение заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.
  • Объединение усилий по расширению материально-технической базы при школе для физкультурно-спортивной деятельности детей и взрослых и общее позитивное настроение в школе и поселке.
Светлана ЗЕНИНА,
руководитель ФСК «Юность»