Пришла пора строительства дорог

Уже не первый год  я пытаюсь обратить внимание власти на транспортную доступность района. В конце 50-х годов прошлого века в центральных газетах Советского Союза был опубликован вариант транспортного входа в правобережную часть рек Енисея и Ангары.

В 60-е годы началось строительство железной дороги Ачинск - Абалаково (первая очередь), которая должна была иметь продолжение в правобережную часть р. Ангары к Ангаро-Питскому железорудному месторождению (газета «Ангарский рабочий» от 04.04.2002). 60 лет население района живет надеждой на дорогу круглогодичного действия для транспортной связи с выходом на Енисейский тракт. В 2004-2005 годах администрацией края  была разработана программа социально-экономического развития Нижнего Приангарья. В письме Губернатору края А.Г. Хлопонину я пытался предложить для рассмотрения варианта 50-х годов вход в правобережную часть Нижнего Приангарья через мост в Высокогорске как альтернативу мосту в Богучанском районе, который решил бы проблемы правобережной части Мотыгинского и Енисейского районов, а также Северо-Енисейского района по круглогодичному выходу автотранспорта на Енисейский тракт.

Из ответа Д.Г. Пашкова, руководителя отдела промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации края: «Проект строительства моста через р. Енисей в районе Высокогорска не может считаться альтернативой мосту через р. Ангару в Богучанском районе. Оба проекта имеют право на существование.

Однако высокая стоимость строительства моста через р. Ангару в Богучанском районе составляет 4,5 млрд рублей, не позволяет осуществить одновременно эти варианты». Комплексное освоение Нижнего Приангарья, стоимость проекта которого составляет 287 млр 593 миллиона, как-то обходит наш Мотыгинский район. А правобережная часть Мотыгинского района как была четыре месяца в году в транспортной блокаде, так и осталась.

В лучшем положении находятся левобережные поселки Кулаково и Новоангарск, которые имеют только одну переправу и невыездной период для автотранспорта за пределы района в несколько раз меньше по сравнению с правобережной  частью. А может, дело не в комплексном развитии, а во власти, которая лучше «долбит»? Бывший губернатор А.Г. Хлопонин во время приезда в Мотыгино в 2006 году сказал: «Власть, которая не вылазит из краевой администрации и долбит каждый день, доказывая и добиваясь необходимого для своей территории». Богучанцы «выдолбили» мост через р. Ангару в Ярках. А в Мотыгино некому было долбить в это время. (газета «АР» от 16.03.2012 г.). Можно понять краевые власти, которые стараются «приклеивать» Мотыгинский район к мосту в Ярках и решить для себя транспортную проблему района. Расстояние от Мотыгино до Красноярска через Богучаны 800 км, то есть в два раза больше, чем через Широкий Лог.


О транспортном коридоре Мотыгино - Богучаны

В начале 60-х годов прошлого века Мотыгинский леспромхоз начал строительство лесовозной дороги к лесной базе. С дороги Мотыгино -Раздолинск в районе Шанежной горы – начало этой трассы.

В 70-е годы Орджоникидзевский лес-промхоз осваивал лесосырьевую базу между р. Ангарой, р. Верхней Ослянкой и р. Дашкой. Строительство лесовозной дороги шло по водоразделу этих речек. Во второй половине 70-х годов лесовозные дороги Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов, идущие навстречу друг другу, состыковались, что дало возможность установить транспортное сообщение между поселками Мотыгино и Орджоникидзе.

В 80-е годы лесовозные дороги Орджоникидзевского леспромхоза в Каменском направлении подошли к Каменским полям. Орджоникидзевский леспромхоз, в то время успешно работающее предприятие, решил в д. Каменке открыть подсобное хозяйство. Грунтовая дорога, проходящая по полям, была отсыпана, так между п. Орджоникидзе и д. Каменкой появилось круглогодичное транспортное сообщение.

Дороги Мотыгино - Орджоникидзе и Орджоникидзе - Каменка, которые являются составной частью дороги Мотыгино – Богучаны, это лесовозные дороги Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов, которые прокладывались к эксплуатационным лесным массивам. О строительстве этих дорог я знаю с самого начала, с нуля; по специфике своей работы на некоторых участках этой дороги я принимал участие в изысканиях  и строительстве. Из общей протяженности дороги от Мотыгино до д. Каменки только 39 км построено по проекту «Гипролес-транса», остальная часть дороги строилась самими предприятиями, как тогда говорили, хозяйственным способом, по своим изысканиям, по упрощенной схеме, без возведения земляного полотна.

Основное достоинство этой дороги то, что она проложена  по твердым грунтам, а где проходила по слабым грунтам, были проложены настилы из бревен, в общей сложности дороги с настилами – около 5 км.

Недостаток дороги в том, что она проходит по сложному рельефу местности с крутыми подъемами и спусками, как лесовозная дорога работала только летом, а зимой выводилась из эксплуатации, основной объем леса вывозился зимой по зимникам.

В это время уже было транспортное сообщение от д. Каменки до  Богучан по такой схеме: через речку Каменку в летнее время большегрузный транспорт переезжал вброд, а легковой перевозили трактором. Зимой – ледовая переправа, дальше до Терянки по лесовозной дороге. Через р. Ангару с Терянки в п. Манзю летом – паромная переправа, зимой – ледовая.
А дальше:  Манзя – Пинчуга - Богучаны – по бывшим лесовозным дорогам.

Пришли лихие 90-е годы. Леспромхозы как большие предприятия прекратили свою деятельность, а построенные ими дороги стали бесхозными.

Районные дорожники, филиал Крайдора, взяли эти дороги под свою опеку не только в Мотыгинском районе, но и в Богучанском от р. Верхней Ослянки до п. Терянки.

На дороге Мотыгино - Богучаны есть два направления: Мотыгино -Орджоникидзе и Каменка –Терянка – Манзя –
Пичуга – Богучаны. Дорога служит для транспортного сообщения в каждом районе отдельно.

Эта дорога не имеет промышленного значения, в летний период практически никто не ездит из Мотыгино в Богучаны и наоборот, а зимой проходят за неделю несколько машин. Богучанцам нечего везти в Мотыгино, а мотыгинцам – в Богучаны.


На Енисейский тракт

Транспортный поток Мотыгинского района ориентирован на Красноярск и Лесосибирск, и вряд ли кто-то поедет через Богучаны 800 км, когда можно проехать через Широкий Лог 400 км.

На сегодняшний день коридор Мотыгино – Богучаны работает по схеме 80-х годов. Мост через р. Ангару в Ярках никак не повлиял на транспортную доступность Мотыгинского района, даже из правобережной части Богучанского района три поселения: Каменка, Терянка и Артюгино не имеют круглогодичный выход на мост в Ярках.  И вряд ли в ближайшее время кто-то будет строить мосты через такие большие речки, как Каменка и Иркинеева, только для того, чтобы жители этих поселков могли ездить круглый год в гости в п. Богучаны.

В отчете о работе за 2010 год депутат Заксобрания А.А. Симановский  в газете «Ангарский рабочий» писал:

«О проектно-сметной документации  дорог: п. Устье – п. Машуковка, Мотыгино – Орджоникидзе – Каменка». Дорога Устье – Машуковка – это участок дороги на г. Канск, который строился в 60-е годы  предприятиями района для обеспечения  транспортной связи района с г. Красноярском в зимнее время.

В 80-е годы появилось более перспективное и короткое направление на  Широкий Лог. На сегодняшний день направление на Канск выполняет свою миссию, обеспечивая транспортное сообщение с Красноярском на период возведения ледовой переправы на Енисее.

Дорога Мотыгино – Орджоникидзе построена в 70-е годы, а Орджоникидзе – Каменка – в 80-е годы: с этого времени на ней работает автомобильный транспорт».

По мнению разработчиков транспортной стратегии района, направление на Богучаны – запасной вариант. По логике, если есть запасной вариант, то должен быть и основной. Должна быть ясная позиция краевых и районных властей: какая нужна району дорога и для чего.

В марте 2018 года в районе работала краевая правительственная комиссия во главе с заместителем председателя правительства С.В. Вершининым с представителями министерства транспорта и депутатами Заксобрания края. На совещании в администрации района рассматривались вопросы социально-экономического развития Мотыгинского района. Строительство зимней  автодороги Партизанск – Высокогорск, автодороги Раздолинск – Высокогорск с техническими параметрами, выдерживающими прохождение автотранспорта грузоподъемностью до 100 тонн.

Прошел год, как была сделана эта декларация, но, к сожалению, не последовало никаких действий по ее осуществлению.

На мой взгляд, первостепенной и первоочередной задачей должно быть изыскание дороги Высокогорск – Раздолинск и Партизанск. Отсутствие изысканий – нет объекта для обсуждения и участия в нем предприятий, заинтересованных в строительстве этой дороги. Складывается впечатление, что в крае нет специалистов, которые могли бы провести эти изыскания. Попытаюсь еще раз высказать свой взгляд и свои сомнения о варианте дороги на Высокогорск.

Дорога Партизанск – Высокогорск нужна большегрузному автотранспорту золотодобывающих, лесозаготовительных предприятий, работающих в районе Партизанска и Южно-Енисейска, законсервированному руднику имени Малышева для выхода на эту дорогу.

Протяженность дороги – 130 км. По сравнению с дорогой через Мотыгино на Высокогорск – 240 км, независимо от того, по какому берегу р. Ангары будет дорога – на 110 км короче.

Дорога Раздолинск – Высокогорск нужна большегрузному автотранспорту филиала «Группы Магнезит», ООО «Боголюбовское» и другим предприятиям, работающим в районе Раздолинска, а также пассажирскому транспорту, работающему в направлении г. Красноярска.

При этом будет ликвидирован осенний невыездной период для транспорта правобережной части, даже если дорога будет сезонной (зимней). А при дороге круглогодичного действия невыездной период будет 2-3 недели, как у левобережных поселков Кулаково и Новоангарск.

Дорога Раздолинск – Высокогорск через 55 км выйдет на дорогу от Партизанска, с которой будет иметь общий участок 85 км, из которых 45 км будут проходить по Енисейскому району. Расстояние от Раздолинска до Высокогорска будет
140 км, по сравнению через Мотыгино – 190 км, или на 50 км короче.

Цифры ориентировочные, взяты  согласно масштабу карты района и края. Фактическое расстояние определит изысканная дорога.

Не надо увязывать строительство моста через Енисей в Высокогорске со строительством дороги Высокогорск – Партизанск –
Раздолинск. Мост – это перспектива будущего, а дорога – потребность сегодняшнего дня для Мотыгинского района.

Из обращения в администрацию губернатора (апрель 2018 г.): «Будет жаль, если будет упущен летний благоприятный период для строительства дороги на Высокогорск».

На мой взгляд, по Енисейскому району можно обследовать лесовозные дороги, которые примыкают к Мотыгинскому району и выходят на Высокогорск. Определить самую оптимальную – она на первом этапе будет дорогой по Енисейскому району, к которой будет подведена дорога из Мотыгинского района.

С тем потенциалом дорожной техники, который есть в районе, за летний период можно построить дорогу в северной части района на Высокогорск. На первом этапе это будет сезонная (зимняя) дорога, в дальнейшем ее можно довести до дороги круглогодичного действия, что благоприятно скажется на транспортной доступности и решит многие проблемы правобережной части района.

Василий ЛАКАС