Ведет дорога до родного порога

Непредсказуема сибирская природа. В ноябре, который считается первым зимним месяцем на севере, то дождь идет, то выпавший снег превращается за одну ночь в гололед, а плюсовая температура вообще бывает раз в десять лет. Ноябрь 2010 года – настоящее испытание не только для жителей, отрезанных сейчас бездорожьем от «мира цивилизации», но и для дорожников.

Директор Мотыгинского филиала ГП «КрайДЭО»  Андрей Петрович ГОЛОВИНСКИЙ озабочен тем, как будут строиться ледовые переправы на реках района. О работе предприятия – наша беседа с ним.

-  Андрей Петрович, как вы оцениваете обстановку на реках, где предприятие будет строить ледовые дороги, по сравнению с прошлым годом?

- В прошлом году первый раз мы вышли на лед 7 ноября, сделали трассировку, разбили торосы, а 10-го уже завезли балки для рабочих и начали заливку первых 500 метров ледовой переправы на Ангаре. Переправа длиной полтора километра была сделана за 20 дней.

На реке Тасеевой в районе Первомайска в то время был проблематичный участок, думаю, и в этом году ситуация повторится. Там под берегом были две больших полыньи. Передвинуть переправы невозможно, так как в других местах склоны крутые, а также глубокие болота. Традиционно в районе Машуковки ледовая переправа намечается  на реке Усолке.

Все материалы для строительства переправ уже завезены, договоры со строителями заключены, закупили дополнительно  две мотопомпы большей мощности, ГСМ запасли. В этом году решили укрупнить бригаду: на Ангаре будут работать девять человек, чтобы сделать переправу в более сжатые сроки, так как, судя по прогнозам на декабрь, нам предстоит теплая зима.

- Кто будет заниматься строительством переправ в Машуковке и Первомайске?

- Много лет в Машуковке с нами работает бригада Ивана Попадюка. Он - ответственный и добросовестный человек, после окончания строительства он же регулирует движение на переправе до ее закрытия. В Первомайске строительством переправы четвертый год занимается бригада А. Макарова. Проблемы, думаю, будут на всех реках. Возможно, подвижки льда добавят забот.

- Как обеспечивается финансирование строительства ледовых переправ?

- Средства выделяет край через Автодор по намеченным программам. Пока все работы делаем за счет собственных средств.  Хотя у нас ходят «Хивусы» и летают самолеты, все-таки от того, как и когда будут обустроены ледовые переправы, в определенной степени зависит, наверное, благосостояние района.

- Несмотря на теплую погоду, снег укрыл дороги на севере. Предприятие приступило к очистке их от снега?

-Да, тяжелая техника уже ушла в район Партизанска и Орджоникидзе.

- Андрей Петрович, мы всегда абстрактно говорим: техника. А ведь на ней работают люди. Расскажите о них.

- На тяжелых грейдерах работают  С. Усольцев, В. Биккерт; на средних грейдерах  - К. Потапов, А. Гут, А. Зимин, В. Мосин, В. Алексеев. Коллектив уже сложившийся, серьезный. Люди идут в заезд продолжительностью до 30 часов, мы их так и настраиваем – на тяжелый труд. После смены они получают отдых, чтобы компенсировать затраченные силы. Пока не отработана схема, но, скорее всего, будем думать о том, чтобы на пути следования ставить промежуточные базы - балки для отдыха и перерывов в работе. Сейчас водители отдыхают и едят в кабинах своих грейдеров. В будущем будем ставить ДРПП – дорожно-ремонтные промежуточные пункты в районе Слюдрудника, на побережье Первомайска, возле Партизанска и Южно-Енисейска.

- Андрей Петрович, как поддерживается связь с теми, кто находится на дальних маршрутах?

- Если есть сотовая связь, то используем ее. Если нет связи, то мы отслеживаем контрольное время (в зависимости от объема работы) и знаем время прибытия на место. Всегда готова выехать на помощь дежурная бригада. Эта схема отработана. По государственным стандартам производить очистку от снега мы должны после того, как пройдет снегопад, но у нас снегопады могут идти неделями, поэтому мы, неся дополнительные затраты в течение всей зимы, стараемся держать состояние дорог под контролем, вовремя подсыпаем опасные участки, очищаем их.

- В эту зиму предприятие заключало договоры на муниципальные заказы с поселениями?

- Предприятие выиграло тендер на снегоуборку и отсыпку улиц в Мотыгино, работаем в Бельске и Рыбном. Но другие поселения заключают с нами разовые договоры, очевидно, из-за нехватки средств. Чистили мы от снега улицы Партизанска, но затраты не оправдывают усилия.

- Тяжелую технику обновляли?

- Нет, изношенность нашего парка составляет до 80 процентов, техника латаная-перелатаная. На следующий год рассматриваем варианты приобретения хотя бы одной единицы в год. Автогрейдер сейчас стоит до 7 миллионов рублей. Будем приобретать марки тех машин, которые у нас есть, чтобы иметь запчасти, да и специалисты уже знакомы с такой техникой. Стараемся привлекать молодые кадры к работе, но это тяжелый труд, и не каждый молодой человек захочет так работать.

Наталья МОРОЗОВА.