Лихие девяностые

Продолжение. Начало в № 6.

Верхотуровский рудник. 19 августа 1992 года. Первый слева - А.С. Киреев,
генеральный директор ОАО «Стальмаг»; третий - А.В. Липухин, директор
Череповецкого металлургического комбината; четвертый - М.И. Тимощенко,
главный инженер по строительству ОАО «Стальмаг»

ОАО «СТАЛЬМАГ»

Открытое акционерное общество «Стальмаг» родилось в эпоху раннего капитализма. Глубокой осенью 1991 года в актовом зале АГРЭ Владимир Семенович Васильев, возглавлявший в то время коммерческий отдел ПГО «Красноярскгеология», сообщил о создании Череповецким металлургическим комбинатом (генеральный директор Ю.В. Липухин) акционерного общества «Стальмаг» для промышленного освоения Верхотуровского месторождения магнезитов. В то время «красные директора» еще не освоили вывод капиталов за пределы России и вкладывали деньги преимущественно в развитие отечественного горнорудного комплекса.

Генеральным директором «Стальмага» учредители назначили мотыгинца – начальника АГРЭ Александра Сергеевича Киреева. Экспедиция в это время уже находилась в глубоком кризисе в связи с резким сокращением бюджетных ассигнований на геологоразведочные работы. Поэтому проблемы с кадрами «Стальмаг» не испытывал. Вместе с А.С. Киреевым из АГРЭ перекочевали в «Стальмаг» инженерно-технические и рабочие кадры ведущих специальностей: Людмила Васильевна Шаройко (главный бухгалтер); В.В. Шевченко (главный геолог); Б.Л. Вансович (начальник карьера); Т.Н. Калмыкова (отдел кадров); С.Н. Неустроев, М.А. Клеманов, А.И. Кикило (геологи); В.Л. Сафонов, Вера М. Рудзит (маркшейдеры);
М.И. Филимоненко, И.А. Непомнящий (горняки). Отдел снабжения возглавил В.Н. Статуев. Механическая служба и буровой цех также были укомплектованы специалистами из Ангарской экспедиции: А.Н. Малахов, В.В. Тарков, Валерий Калмыков и другие. Главным инженером назначили специалиста из уральского «Магнезита» М.Е. Дубровина. Михаил Евгеньевич к этому времени уже имел достаточно богатый опыт работы в сфере добычи и переработки магнезитов. Вместе с ним приехала и его супруга - Зинаида Николаевна. В «Стальмаге» она возглавила отдел капитального строительства. Практически сразу Зинаида Николаевна привлекла для работы в отделе инженера-строителя Надежду Александровну Романову. В «Стальмаг» она перебазировалась из Казахстана. Главным механиком стал специалист артели старателей «Ангара» А.В. Сурнин. Энергетическую службу поручили
В.П. Усольцеву и В.Г. Сошникову. В среде рабочих разных специальностей также преобладали агрэвцы, но заметную прослойку составляли и жители пос. Орджоникидзе, расположенного также на правом берегу Ангары, всего в 10-12 км выше по течению от Верхотуровского рудника.

Юридический статус «Стальмаг» получил в Мотыгинском районе 6 марта 1992 года. Примерно с этого же  времени началась и его практическая деятельность. Административно-управленческий комплекс и промбазу разместили по ул. Полярной в районе магазина АГРЭ, который к этому времени уже не функционировал. Магазин реконструировали, пристроили второй этаж, и в нем разместили административно-управленческие службы. Вскоре вокруг административного здания появились складские помещения и площадки для хранения стройматериалов и металлических изделий. Построили в кирпичном исполнении двухэтажный комплекс, на нижнем этаже которого разместили гараж для легковых автомобилей, а наверху – очень уютную гостиницу с теплыми санузлами (фактор для севера немаловажный).

Функции генподрядчика по строительным объектам Верхотуровского рудника были возложены на «Производственную строительно-монтажную фирму «Конструкция» (ПСМФ «Конструкция», г. Красноярск). Генеральный директор фирмы В.П. Иванов бросил на Верхотуровский рубеж свой золотой фонд во главе с главным инженером М.И. Тимощенко. Его ближайшими помощниками на Верхотурово были механик В.Э. Михель и заместитель по строительству М.И. Середа. Оперативное руководство работами осуществлялось Мотыгинским участком фирмы «Кострукция». Во главе участка В.П. Иванов поставил мотыгинца – Ю.А. Забирова. Генподрядчик успел по зимней дороге 1991-1992 года забросить на Верхотурово строительную технику, транспортные средства, автокраны, другие механизмы и строительные материалы. Для размещения техники «Конструкция» арендовала у АГРЭ здание ЛМК, расположенное по объездной дороге рядом с агрэвской пилорамой, столяркой и складами стройматериалов. Корпус здания был смонтирован еще в бытность начальником АГРЭ Виктора Георгиевича Ломаева в 1984 году. Предполагалось, что в нем разместятся автогараж, мехцех, ремонтные мастерские и постепенно переместится с улицы Промышленной вся промбаза АГРЭ. Увы. Перестройка перечеркнула все эти планы.

Работы на Верхотуровском руднике развернулись в 1992 году сразу после весеннего снеготаяния. Конечно, в качестве первоочередных были автодороги и подъездные пути. Инвестор (Череповецкий комбинат) в этот период не жалел ни денежных средств, ни техники, ни материалов.

Юрий Забиров

(Продолжение следует