Лихие девяностые

Продолжение. Начало в № 6.

19 августа 1992 года. Начало освоения Верхотуровского месторождения магнезитов.
Приезд на месторождение директора Череповецкого металлургического завода
Ю.В. Липухина. Слева: Ю.И. Феклин, А.Г. Ульянова (редактор газеты «Ангарский
рабочий»), В.П. Куликов, А.А. Мордашов, Ю.В. Липухин, М.И. Тимощенко.

Летом 1993 года генеральный директор Череповецкого металлургического комбината Юрий Липухин вместе со своими специалистами проверил ход работ с выездом непосредственно на рудник. А посмотреть уже было что. Михаил Дубровин рапортовал о завершении вскрышных работ на месторождении. Буровой цех развернул эксплуатационную разведку и подготовку для начала добычных работ. Был сооружен во временном исполнении дробильно-сортировочный узел. В технике и материалах у Михаила Евгеньевича недостатка не было. Инвестор предоставил все: горные экскаваторы, бульдозеры, карьерные автосамосвалы повышенной проходимости фирмы МоАЗ. Кстати, эти самосвалы прекрасно зарекомендовали себя и нашли широкое применение на горнорудных предприятиях Нижнего Приангарья. Особенно в золотодобывающем секторе.

И вот уже в августе 1993 года на берегу Ангары у причальной стенки появились штабели магнезитовой руды.

Фирма «Конструкция» с гордостью продемонстрировала выросший на глазах вахтовый поселок, оборудованный по современным требованиям; прекрасную гравийную дорогу, соединяющую вахтовый поселок с действующей автотрассой Мотыгино - Орджоникидзе. Полным ходом шло строительство главного производственного корпуса. В нем были размещены гараж и ремонтные мастерские. Продемонстрировали Ю.В. Липухину подъездные пути, причальную стенку и площадку для приема грузов на берегу Ангары. Это позволило уже в навигацию 1993 года доставлять грузы непосредственно к месту работ, минуя перевалку в Мотыгино. Воды Ангары в это время уже бороздили новенькие буксирные корабли с названиями «Северсталь» и «Стальмаг». Для транспортировки грузов были приобретены две баржи, 1000-тонная и 500-тонная и паром.

Работал «Стальмаг» в это время на большом подъеме. Визит Ю.В. Липухина вдохнул уверенность, как говорится, в светлое будущее рудника. Мотыгинцам запомнился один из эпизодов этого визита. После ознакомления с ходом работ Ю.В. Липухин обратился к руководству района с предложением озвучить проблемы района. Юрий Иванович Феклин, работавший в то время председателем районного Совета, обозначил как одну из проблем нехватку транспорта для оперативного управления районом. Действительно, в то время на все службы районной администрации и Совета, включая районный отдел народного образования (РОНО), отдел соцобеспечения, отдел культуры, Комитет по строительству и архитектуре и другие, были один УАЗик и «Нива». Юрий Иванович попросил помочь УАЗиками. «Сколько?» - спросил Ю.В Липухин. «Двенадцать», - не моргнув глазом, ответил Ю.И. Феклин. И действительно, поздней осенью 1993 года в Пашино под руководством Виктора Викуловича Таркова прибыла колонна УАЗиков в количестве 12 единиц.

Год 1994-й стальмаговцы встречали в приподнятом радостном настроении. Да и как тут было грустить?! Они как бы шагнули назад, в лучшие годы эпохи развитого социализма. Работа была организована по вахтовому методу. Продолжительность вахты - одна неделя. Проезд к месту работы осуществлялся на новеньких вахтовках и составлял по времени всего два-три часа. Зарплата выплачивалась вовремя. Размер ее был одним из самых высоких в районе. Помнится, когда В.С. Василев в актовом зале Ангарской экспедиции на презентации ОАО «Стальмаг» огласил должностной месячный оклад генерального директора (тысяча рублей), восхищенному удивлению присутствовавших не было границ. Начальник АГРЭ в то время получал 380 рублей в месяц. И если учесть, что тогда еще сохранялось правило, что зарплата директора превышала уровень рядовых работников в два-три раза, можно судить о заработках стальмаговцев. Кроме того, они могли приобрести в счет заработной платы любую бытовую технику: телевизоры, музыкальные центры, стиральные машины и другие виды промышленных товаров. В свободной продаже тогда этого еще не было. Но вершиной всего в этой социальной политике учредителя были акции, выделенные им для работников «Стальмага» при акционировании Череповецкого металлургического комбината. После акционирования комбинат стал ОАО «Северсталь». А в кресле генерального директора оказался не «красный» директор Ю.В. Липухин, а его главный экономист А.А. Мордашов. Скорее всего, здесь сработал сценарий, подобный нашему раздолинскому Северо-Ангарскому ГМК.

С распадом Союза, акционированием предприятий ведущих отраслей промышленности была разрушена существовавшая десятилетиями система взаимных экономических связей, плановых взаимопоставок на огромном экономическом пространстве. В лавинообразном темпе закрывались предприятия ведущих отраслей промышленности. Разразился гигантский экономический кризис. Тысячи людей оказались без работы и буквально выброшенными на улицу. Естественно, что и «Северсталь» вместе со всей Россией переживал в это время далеко не лучший период в своей истории.

Юрий ЗАБИРОВ

Продолжение следует