Лихие девяностые

Продолжение. Начало в № 6.

На снимке: буксир-толкач «Стальмаг», 1993 год постройки, сейчас по-прежнему
находится в эксплуатации, владелец – ЗАО «Полюс», порт приписки - Кононово.

Уже в 1994 году финансирование инвестором Верхотуровского рудника резко сократилось. Появились случаи задержки выплаты заработной платы. Фирма «Конструкция» вынуждена была прекратить на Верхотурово строительные работы.

В конце 1994 года на пост генерального директора «Стальмага» А.А. Мордашов назначил М.И. Тимощенко. Строитель по специальности, Михаил Иванович во времена Союза руководил крупными строительными объектами краевого значения. Буквально с первых шагов появления в Мотыгинском районе он установил тесные деловые контакты с Комитетом по строительству и архитектуре администрации района, возглавлял который в то время Валерий Иванович Настас. В 1992 году М.И. Тимощенко вел по районному титулу такие строительные объекты, как «Мотыгинский кирпичный завод», «Станция обезжелезивания» на Зыряне, «Детская консультация» - под таким названием этот объект первоначально проходил по районному строительному титулу. Сейчас в этом здании помимо детской поликлиники размещен диагностический центр Мотыгинской ЦРБ: флюорография, рентгенкабинет и другие.

В 1995 году работы на Верхотуровском руднике постепенно угасали. В 1996 году невыплата заработной платы, да и не только ее, но и пенсий, детских пособий, других социальных выплат стала превращаться в норму не только в Мотыгинском районе, но и по всей России. «Живые» деньги из оборота потихоньку исчезали, и в нашу жизнь постепенно внедрился злополучный бартер. Но для того, чтобы получить у кого-то что-то по бартеру, надо было ему что-то предложить в обмен. А что мог предложить в обмен «Стальмаг»? Единственный источник финансирования – «Северсталь» был далеко, да и предупредил, чтобы выживали сами. Можно было пойти по пути продажи техники, оборудования, материалов. Но это означало оставить себя без будущего.

Вот здесь и пригодился опыт М.И. Тимощенко и работы «Стальмага» по районному титулу строительства. В администрации в то время тоже не было «живых» денег для расчета за объемы выполненных работ. Но в рамках досрочного завоза на Север район имел ГСМ, муку, тушенку, некоторые другие виды продовольственных и промышленных товаров. И все это «Стальмаг» получал по системе взаимных расчетов за выполненные объемы строительных работ.

Бартерная цепочка была очень разветвленной, и разворотливые опытные снабженцы, имея что-то, могли получить то, что требуется. Они владели ситуацией не только в крае, но и по всей России и даже прихватывали страны ближнего зарубежья. Именно в это время в «Стальмаге» оказался такой специалист  –  Владимир Николаевич Статуев. Благодаря ему стальмаговцы через свой магазин по безналичному расчету получали жизненно необходимые продукты и товары первой необходимости. К тому же «Стальмаг» по взаиморасчетам приобрел магазин «Сибирь». К нему быстро соорудили пристройку, в которой разместилась хлебопекарня. В то время ежедневная булочка хлеба «под запись» имела огромное значение.

Особенно сложно в то время было с «живыми» деньгами. Рассчитывать на поддержку инвестора не приходилось. М.И. Тимощенко сумел взять подряд в комбанке «Енисей» на строительство их офиса в Мотыгино. В руководстве этого банка в то время находился наш мотыгинец Александр Васильевич Швора. Конечно, это оказалось очень кстати. Вторым источником «живых» денег был флот. В те годы краевые власти еще разрешали администрациям северных территорий привлекать к досрочному завозу транспортные средства местных предприятий. Рассчитывался край за эти работы «живыми» деньгами. Водный транспорт «Стальмага» (баржи, «Северсталь» и «Стальмаг») приносил ощутимые результаты.

Все это позволило «Стальмагу» не умереть в лихие, как их называет В.В. Путин, революционные годы.