Лихие девяностые

Продолжение. Начало в № 6.

Главными инженерами в первые годы на Татарке работали горняки М.Е. Дубровин, А.А. Пронский, М.В. Будковский, А.И. Гулимов.

В 2001 году генеральным директором был назначен А.А. Пронский. В этом же году собственник командировал для работы на руднике двух своих представителей: Олега Викторовича Ляхова и Дмитрия Николаевича Калинина. О.В. Ляхов осуществлял технический контроль и координацию всего комплекса работ от чернового концентрата рудника Малышева до ферросплавного участка ООО «Северный ниобий» на Урале. Д.Н. Калинин стал заместителем гендиректора по кадрам и экономике. В 2003 году А.А. Пронский возвратился в свой Горевский ГОК. Генеральным директором учредитель утвердил О.В. Ляхова.

В 2001-2005 годах переработка ниобиевой руды производилась по следующей схеме. Непосредственно на руднике работала гравитационная схема обогащения. В результате получали черновой концентрат, в котором содержание ниобия возрастало на порядок и составляло 4-6 %. Этот продукт отправляли на доводочную фабрику ООО «Северный ниобий» - бывшая доводочная фабрика Вишневогорского ГОКа. Здесь с помощью редкометалльной флотации производился товарный концентрат с содержанием пентоксида ниобия 60-63 %. Из ниобиевого концентрата на ферросплавном участке ООО «Северный ниобий» производили феррониобий (сплав ниобия с железом).

За период с 2001 по 2005 годы в технологию вносились многочисленные изменения. В результате этого опытно-промышленная обогатительная фабрика рудника получила развернутую схему, в основе которой находились классификация на узкие машинные классы и мокрая гравитация на винтовых сепараторах (винтовых шлюзах) и концентрационных столах. На доводочной фабрике на Урале схема флотационного обогащения также не раз претерпевала изменения. Впервые в истории СССР и России под руководством московского ГИРЕДМЕТа (Л.Б. Чистов и В.Е. Охрименко) была внедрена прямая редкометалльная флотация на вновь синтезированных уже в годы перестройки ФЛОНах. Реализованная схема вошла в будущий Технологический регламент.

В конце 2005 года учредитель принял решение о переносе доводочного передела с Урала непосредственно на рудник. Практически одновременно «Северсталь» выставила на продажу свой контрольный пакет акций. К концу 2006 года определился покупатель «Стальмага» - Иртышский химико-металлургический завод совместно с государственным инвестиционным фондом (Казахстан). Однако, в последний момент «Северсталь» изменил свое решение и 2007 год рудник начал под прежним стягом. На посту генерального директора продолжил работу О.В. Ляхов. Главным инженером назначили В.Р. Попова. Место начальника фабрики занял А.А. Круглов. Начальником рудника назначили
А.А. Муравьева, а начальником карьера В.Г. Кучерявых. В структуре управления Стальмага в Красноярске появился производственно-технический отдел во главе с К.Ю. Чадайкиным. В состав ПТО был принят главный маркшейдер И.А. Аксенов.

В 2007 году все усилия были направлены на строительство фабрики круглогодичного производства.

В 2008 год Стальмаг вошел с готовой фабрикой, но без рудного склада в проектном исполнении и без узла усреднения руды. Хотя начинать реконструкцию горно-обогатительного комплекса надо было именно с этого. Равномерная подача усредненной руды на приемный бункер - это первое из слагаемых стабильной высокоэффективной работы обогатительной фабрики. К сожалению, фабрика нового поколения начала работу на руде первичной стадии усреднения по схеме 2005 года. Согласно этой схеме на выработанной поверхности карьера создавался штабель руды первой стадии усреднения объемом 5-7 тыс. тонн. Эта руда подавалась на рудный склад. Подача руды на бункер фабрики осуществлялась ковшовым погрузчиком.

В этот ответственный стартовый период работы горно-обогатительного комплекса нового поколения собственник, следуя общей для России того времени тенденции, заменил на посту гендиректора специалиста-технолога, под руководством которого и была построена фабрика, и назначил гендиректором Стальмага молодого экономиста фирмы «Милко»
Д.А. Тишенкова. Как и все начальники этого поколения, свою деятельность
Д.А. Тишенков начал с кадровой перестановки. В начале 2009 года на должность начальника фабрики назначили
С.Ж. Ткаченко – специалиста, не прошедшего школу Вишневогорского ГОКа. В.Р. Попов и А.А. Круглов были отодвинуты на второстепенные роли. Неудовлетворительные результаты работы фабрики вынудили Д.А. Тишенкова в октябре 2009 года возвратить к управлению технологическими процессами В.Р. Попова и А.А. Круглова.

В 2009 году добычные работы в карьере достигли горизонта подземных вод. Срочно потребовался комплекс работ, связанных со строительством системы водоотлива и осушения карьера. Но приоритетное направление было отдано строительству нового хвостохранилища. Поэтому карьерная техника была сосредоточена на этом направлении. В результате практически весь 2009 год фабрика работала на руде низкой степени усреднения и к тому же сильно обводненной.

В результате очередной кадровой перестановки в январе 2010 года В.Р. Попов оставил «Стальмаг», и на посту главного инженера появился Р.Ю. Беликов – тоже специалист, не прошедший школу Вишневогорского ГОКа и не знакомый со спецификой работы горно-обогатительного комплекса Татарского рудника. Одной из последних попыток Д.А. Тишенкова повлиять на эффективность работы рудника было создание в 2010 году в Красноярске что-то типа оперативного штаба управления. Для этого в службу главного инженера кроме главного маркшейдера были приняты ведущий технолог-обогатитель и главный геолог. Постоянным местом работы штаба являлся офис в Красноярске. На руднике его представители появлялись в редких краткосрочных командировках. Оказать какого-либо серьезного влияния на работу горно-обогатительного комплекса эти специалисты, впервые столкнувшиеся с особенностями строения первой рудной залежи Татарского месторождения и спецификой обогащения ниобиевой руды, естественно, не могли. Можно сказать, они не стимулировали, а в какой-то мере мешали работать.

Весной 2010 года начал работать усреднительный узел. Добычные работы в это время продолжались в обводненном карьере. Бульдозеры, даже такие легкие, как Т-11, использовать для работы не представлялось возможным. Экскаватор, как корабль, буквально на ощупь плавал по поверхности рудного тела, перемещая руду к бортам карьера. К этим пунктам подходили насыпные подъездные дорожки для карьерных самосвалов. Обводненность руды была настолько велика, что она падала с ленты конвейера усреднительного узла не рассыпчатой массой, а отдельными шлепками жидкой консистенции. Конечно, говорить о качестве усреднения здесь не приходилось.

Юрий ЗАБИРОВ

(Продолжение следует)