Уходящая история и настоящая

Церковь, макет которой сделан студентами Красноярского архитектурного института по старинным документам

 

Так сейчас в Енисейске называют деревянные здания, которые, несмотря на все усилия горожан, все-таки недолговечны

Город рос и постепенно развивались вспомогательные службы, здесь были пакгаузы, конюшни, бани, заводни и другое. Конечно, многое сейчас не сохранилось. Сейчас некоторые деревянные  дома закрыты фасадными баннерами, а под ними скрываются лепнина и резные богатые наличники. Будет ли доведена реставрация до завершения, пока сказать нельзя.

Например, один из домов принадлежал Аврааму Тонконогову, в советское время из него сделали общежитие, затем признали аварийным и расселили. А так как он не признан памятником, то его, скорее всего, снесут.

Музейные работники, конечно, борются, как могут, за такие раритеты. Например, в западной части города есть бывший больничный комплекс из домов, созданных красноярскими купцами братьями Телегиными в 1897 году, где, возможно, существует дом, в котором оперировал святитель Лука, когда пребывал в ссылке в 1925 году. Из множества домов осталось шесть.

Следующий памятник архитектурного зодчества первой половины 19 века – дом купца Павла Егоровича Фунтусова. Он приехал в Енисейск из Туруханского округа, который местные называли «туруханщина».

Торговое дело Фунтусова пошло и он вышел в купцы первой гильдии (годовой доход должен равняться 50 тысячам рублей). В городе сохранились два его дома постройки до 1869 года. В 1887 году он подарил один из домов Енисейску, в нем открыли женское приходское училище. В советское время в здании была столовая мехзавода, во время войны - центр реабилитации для раненых бойцов. Сегодня в доме после реставрации в 2016 году размещается детская хореографическая школа.

Посетили мы несколько енисейских храмов. Это Воскресенская церковь, приписанная к Иверскому женскому монастырю. Сегодня от некогда большой церкви сохранился только центральный придел, построена в 1847 году. Основной массив храма был сломан в 30-х годах 20 века, когда началось массовое атеистическое наступление на православие.

Церковь была построена на средства прихожан, большую лепту внес посадский житель Щукин. Храм пострадал от пожара 1869 года. На восстановлении церкви трудились купцы Дементьевы, Фунтусов. Это единственный в городе храм, который был расписан фресками.

В 1936 году под предлогом того, что община верующих не может содержать храм, его закрыли и национализировали. Позже здание передали мехзаводу (одно из шести градообразующих предприятий), и здесь оборудовали склад, это отчасти послужило тому, что церковь все-таки сохранилась, а не была уничтожена до основания, как это случилось с другими.

 

Деревянный дом в Енисейске


Восстановленная Воскресенская церковь была возрождена и расписана фресками уже на народные средства в начале 90-х годов прошлого века.

Во дворе церкви имеется деревянная келья, посвященная местному чтимому святому Даниилу Ачинскому, который жил в Енисейске три года.

Первым деревянным храмом в Енисейске была Введенская церковь, первым каменным храмом стал Богоявленский собор, заложенный в 1705 году.

Сегодня в Енисейске действуют две церкви мужского монастыря, Воскресенский храм, церкви Иверской Божией Матери и Троицкая, Богоявленский и Успенский соборы.

Мужской монастырь в Енисейске известен с 1623 года. Это одна из старейших православных обителей на территории Сибири.

Церковь Иверской Божией Матери была открыта в Енисейске в 1872 году, на территории есть два настоятельских корпуса. Раньше при церкви были открыты курсы золотошвеек, женская приходское училище, свечной заводик, иконописная мастерская. Здание церкви было отреставрировано к юбилею города. В советское время в ней действовали клуб, театр.

Переходя через реку Мельничную по мосту, мы узнали также местную историю. Купец Дудкинский держал магазин «Варшавский», в котором продавались польские сапоги, шляпки. В 1837 году он был признан самым успешным предприятием. А господин Дудкинский имел одну особенность. Когда выпивал, то всходил на этот «толчейный» мост (так называли его в народе из-за случавшейся иногда толчеи) и раздавал всем входящим в город детям сладости.

Наталья МОРОЗОВА