Защищать всегда вас буду…

Память о моем отце, ветеране Великой Отечественной войны, всегда живет со мной. Он - пример моим внукам. Но о подвигах ветеранов должны помнить не только их внуки. У каждого молодого человека были деды, отцы, о которых помнят только их родные, а я считаю, что чем больше молодежи будет знать о подвигах наших отцов, не жалевших себя ради Родины, тем лучше и дружнее мы будем жить.

 

Войну прошедшую далекой

Все чаще стали называть.

Какой она была жестокой -

Наверно, стали забывать…

Но те, кто был в ее горниле,

Те не забудут до конца,

Каких бы слов ни говорили,

Войны ужасного лица.

И я по-прежнему в сраженьях

Все нахожусь на той войне.

Пишу о павших в донесеньях,

Пока не пишут обо мне.

И нет да нет - зову в атаку

Во сне друзей на смертный бой.

Потом прошу внучат не плакать,

Разбуженных средь ночи мной.

И на колени внуки к деду,

Дрожа, усевшись, говорят:

«Ведь ты уже добыл Победу,

Зачем ты ходишь воевать?

О, внуки милые! О, люди!

Жена и дети! Я бы рад…

Но защищать всегда вас буду,

Войны минувшей я солдат.

В. Кулагин, ветеран войны

(газета «Наши вести» Волчихинского района Алтайского края, № 35 от 06.04.1999 г.)

 


Мой отец по рождению украинец, но воевал он за родную советскую землю. И того, что сейчас творится на Украине, он не смог бы понять никогда. Ведь все – русские, украинцы, белорусы и другие народы нашей большой страны – стояли вместе против нацистов, проливали кровь, а многие и вовсе не вернулись с фронта.

Расскажу о моем отце – Павле Ксенофонтовиче Белоконь, которого 25 января 2004 года мы похоронили в п. Мотыгино.

Когда началась война, он обратился в Волчихинский райвоенкомат Алтайского края для того, чтобы его отправили на фронт. Это было в сентябре 1941 года (а я родилась в июне 1941 года).

В армию он ушел добровольцем. Сначала был на Калининском фронте, защищал Москву. Получил ранение, лечился в госпитале. После госпиталя направили в полевую разведку. Потом снова ранение, а после выздоровления – новое назначение:  сапером в 34-й инженерно-саперный батальон 57-й инженерно-саперной бригады.

В октябре 1942 года инженерно-саперный батальон, где он служил,  был направлен на Сталинградский фронт. Затем, с ноября 1942-го по февраль 1943-го, наши солдаты сдерживали кольцо окружения, в которое попали фашисты. Три зимних месяца они жили в Сталинградских степях, в бАлках – это небольшие долины; изредка лишь ночевали в землянках. Представляете, насколько крепкими и выносливыми были наши солдаты! В течение этого периода советские войска держали немецкую армию в «кольце».

На их направлении не было населенных пунктов. Отец помнил лишь единственный хутор Вертячий, который они отбили у немцев, да и тот был сожжен дотла, так что там ночевали в подвалах.

Зимнее обмундирование у наших было хорошее, одеты были тепло, а у немцев оно было летнее – не для суровых зим. Не было у них ни валенок, ни зимних шапок. Поэтому многие из них занимались мародерством, отбирали одеяла, шали и другие теплые вещи у женщин и детей. Хотя наши солдаты были тепло одеты, все же спать на снегу в 30-градусный мороз непросто. Всем известно, что человек без сна жить не может, так вот, уснуть на 20-30 минут моего папу научил якут Алексей Тарасов. Эту науку он и нам передал на всякий случай: нужно лечь на живот, плотно укутаться и дышать под себя, внутрь одежды, на грудь.

Фашисты пытались прорвать наш фронт с западной стороны и выйти из окружения, но ничего не выходило. Даже помощь с воздуха не смогла прорваться к гитлеровцам, и 2 февраля 1943 года они были вынуждены капитулировать. Колонны их войск во главе с командованием с поднятыми руками и белым флагом шли в наш тыл. «После их капитуляции нас, оставшихся в живых, наградили медалями «За оборону Сталинграда», - говорил отец.

… В начале августа 1943 года батальон был переброшен на Курскую дугу. Снова бои, контузия, а дальше – 3-й Белорусский фронт.

За отличное выполнение боевого задания (наведение переправы через реку Проня под Бобруйском) он был награжден медалью «За Отвагу». За наведение переправы через реку Днепр награжден орденом «Красной Звезды». В 1945 году отец участвовал в боях под Кенигсбергом и был награжден медалью «За взятие Кенигсберга». Когда закончилась война, ему, как и многим защитникам Родины, вручили медаль «За победу над Германией 1941-1945 гг.», потом он получил орден Отечественной войны I степени. Так, пройдя всю войну, отец отвоевал на пяти фронтах - Калининском, Сталинградском, на Курской дуге, на Белорусском, Балтийском, получил пять боевых наград.

Невозможно описать все, что видел и пережил мой отец. Ему очень тяжело было говорить о войне. Он вспоминал – и плакал, плакал о том, что так много потерял друзей. Обнявшись, я плакала вместе с ним - разделяя боль его потерь, и в то же время горько радуясь: ведь мы вместе, хоть и больные, но живые. А ведь очень многие солдаты так и не увидели своих детей – погибли, оставив их совсем маленькими, беспомощными на руках своих жен, которых даже не смогли больше обнять. У некоторых женщин оставалось по 3-4 ребенка, которые пухли на материнских глазах от голода. Это страшно!

Говорю от всего сердца: люди, одумайтесь, не повторяйте ошибок, помните, за что воевали наши отцы и ваши деды!

Зинаида БОРТНИКОВА
Мотыгино – Красноярск.