Борьба с коррупцией - наше общее дело

Муниципальное управление в России в определенной мере является уникальным явлением, что обусловлено его юридической обособленностью от органов государственного управления при сохранении полной подчиненности им

Муниципальный уровень управления может сформировать коррупционные отношения, обусловленные такими причинами, как родственный протекционизм, «соседский» протекционизм, кумовство, связи в корыстных целях. Даже самые приблизительные расчеты не позволяют достоверно оценить масштабы коррупции на муниципальном уровне управления. Однако очевидно, что такая проблема существует. При этом, по мнению специалистов, именно муниципальный уровень управления может стать основой для создания эффективной системы противодействия коррупции в эшелонах власти.

Коррупция на муниципальном уровне представляет собой злоупотребление муниципальными служащими своим служебным положением в форме дачи-получения взяток, осуществления коммерческого подкупа, превышения полномочий, незаконного использования должностного положения в ущерб законным интересам муниципального образования и его населения, с целью получения выгоды различного рода (денежные средства, ценности, имущество, услуги имущественного характера, имущественные права и прочее) для себя или иных лиц.

Коррупция как преступная деятельность оказывает отрицательное влияние на нормальное функционирование органов муниципального управления, угрожает верховенству закона, демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Коррупция подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными. Коррупция представляет собой посягательство на ценности, защищаемые муниципальным управлением.

Коррупция рассматривается как социальная угроза по причине того, что она прямо или косвенно влияет на мораль и общественные ценности, подрывает веру в справедливость. Опасность коррупции возрастает в связи с тем, что она сопровождает практическую деятельность муниципальных служащих, которая может обернуться негативными последствиями для населения муниципального образования.

Эффективная борьба с коррупцией на муниципальном уровне не может быть ограничена только привлечением к ответственности уличенных в ней муниципальных служащих. Борьба с коррупцией требует осуществления разноплановых мер, рассчитанных на длительный период и реализуемых различными субъектами. Борьба с коррупцией на муниципальном уровне власти осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся:

- принцип признания, обеспечения и защиты гражданских и общечеловеческих свобод и прав; принцип законности;

- принцип открытости и публичности деятельности органов муниципального управления; принцип неотвратимости ответственности за коррупционные действия;

- принцип комплексного использования антикоррупционных мер политического, организационного, информационно-пропагандистского, социально-экономического, правового, специального и иного характера;

- принцип приоритетности мер, направленных на предупреждение коррупции;

- принцип сотрудничества властных структур с физическими лицами, международными организациями и институтами гражданского общества.

К стандартным мерам противодействия коррупции относятся:

- введение запрета на осуществление какой-либо предпринимательской деятельности муниципальными служащими лично или через третьих лиц;

- введение запрета на участие в управлении организациями, за рядом исключений, например, жилищных или гаражных кооперативов.

Всестороннее искоренение коррупции возможно только в идеалистическом обществе. Уменьшение коррупции осуществляется одним из трех основных способов:

- ужесточение законодательства и контроля его исполнения, обеспечивающего повышение риска несения наказания за совершенное преступление;

- формирование экономических механизмов, позволяющих муниципальным служащим увеличивать свое благосостояние, не прибегая к нарушению законодательства;

- усиление роли рынков и конкуренции с целью уменьшения возможной выгоды от коррупционных действий.

Меры, направленные на профилактику коррупции, должны преобладать над мерами, направленными на наказание коррупционеров. Муниципальные власти должны стремиться предотвратить случаи коррупции, а не бороться с их негативными последствиями. Профилактика коррупции должна быть нацелена на формирование условий, которые затрудняют возможность осуществления коррупционных действий со стороны муниципальных служащих.

Инструментами профилактической работы относительно коррупции выступают следующие действия: внедрение механизма электронного оказания муниципальных услуг, проведение разъяснительной работы с муниципальными служащими и гражданами, обращающимися в муниципальные органы власти, контроль действий муниципальных чиновников и так далее.

Также одной из мер профилактики коррупции на муниципальном уровне власти является совершенствование муниципального законодательства, направленное на сокращение числа «лазеек», обеспечивающих возможность злоупотребления муниципальной властью.

Основу борьбы с коррупцией на муниципальном уровне составляют совместные усилия всех уровней власти, направленные на формирование правовой и организационной базы для практической реализации мер. Значимой мерой противодействия коррупции является организация эффективной кадровой работы, направленной на формирование кадрового состава муниципальных органов власти.

Виктор ЩЕТИНИН,
заместитель главы поселка Мотыгино