Основа успеха – точный расчет

На вопросы редакции  отвечает
глава администрации района

А. Ю. Терещенко.

- Андрей Юрьевич, наши читатели интересуются:  для чего разделили должность главы района на две?

- Должности разделили не мы, это требование нового варианта Устава района, принятого депутатами райсовета. Такая система управления территорией, где глава района является председателем Совета депутатов, а глава администрации района управляет районом, принята на большинстве территорий нашего края. При этой системе глава района освобожден от решения насущных проблем, связанных с непосредственным руководством территорией, он больше исполняет представительные функции, то есть представляет наш район на мероприятиях межрайонного и краевого характера; представляет интересы нашего района в организациях всех форм собственности, взаимодействует с органами краевой власти. Но, тем не менее, ответственность за весь район лежит на нем, с него спрашивает губернатор.

- Каковы Ваши обязанности?

- Мои функции на сегодня определены так: обеспечение жизнедеятельности района. Это вся текущая работа, которой раньше занимался глава района. Поскольку я работаю по контракту, мою должность можно иначе назвать как «менеджер, управляющий территорией», то есть у меня полномочия по управлению территорией.

Когда я работал первым заместителем главы администрации района, то понимал, как сложно главе района и управлять территорией, и представлять район в краевых инстанциях: начинает он решать какую-либо проблему в крае – теряется глубина решения районной проблемы; вникает в районную проблему – уходит из-под контроля краевая. И ни для кого не секрет, что многие вопросы сейчас можно решить, только обладая определенным статусом, у нас он именуется «глава». Кстати, такая же система управления в нашей стране (президент – премьер-министр), в крае (губернатор – председатель правительства края), и она доказала свою эффективность.

- Штатное число сотрудников увеличилось?

- Наоборот, был председатель районного Совета депутатов – теперь эту должность совмещает глава района. Сейчас у нас новая структура администрации с определенным количеством сотрудников, которое мы не будем превышать.

- Как глава администрации района Вы принимали участие в формировании структуры?

- Непосредственно я ее и делал. У меня есть опыт работы в администрации, я знаю, как работают чиновники администрации, какие направления нам надо усилить, чтобы, во-первых,  повысить эффективность управления. Второй момент – нужно было «привязать» эту структуру под конкретных работников, чтобы не ущемить интересы тех, кто сейчас здесь трудится, чтобы все процедуры были выдержаны в соответствии с законодательством. Новую структуру я бы назвал оптимизированной, она позволяет оставить нужных людей, а ненужных – вывести из штата, но с минимальными затратами для бюджета, так как нам просто нечем платить сокращенным.

В прошлой структуре у нас было пять заместителей главы, сейчас осталось два: первый заместитель, заместитель по социальным вопросам. Было пять отделов – осталось три. Структуру оптимизировали до минимума. Причина: каждый зам. главы или зав. отделом получает зарплату больше, чем специалисты, а фонд оплаты рассчитывается на всех, и у специалистов из-за большого числа руководителей зарплата была невысокой. Уменьшив количество начальников отделов и заместителей, мы попытаемся увеличить фонд оплаты труда для главных и ведущих специалистов, потому что постоянно увеличивается число контролирующих органов, каждому нужен какой-то документ, и сегодня движущая сила администрации района – квалифицированный специалист.

По новой структуре мы создали три отдела вместо пяти, существовавших ранее: это отдел социального развития территории, организационный отдел и  отдел жизнеобеспечения,куда вошли структуры по ГО и ЧС, по экологии, по транспорту и другим направлениям (семь специалистов). В отдел социального развития мы включили шесть человек. Там будет специалист, ведущий контроль за вхождением района в федеральные и краевые программы, то есть он будет следить за привлечением инвестиций в район; специалисты, ведущие работу с молодежью, ответственные за развитие спорта в районе, за малый бизнес, который может стать основным плательщиком в бюджет района.

В последние годы в крае существует много программ, грантов, мы не только не входим в большинство из них, но даже не имеем полного перечня.  Этим будет заниматься отдельный человек. Кроме того, у нас будет специалист, осуществляющий контроль за использованием земель. Не секрет, что не у всех предприятий в районе оформлены документы на землю. Есть предприятия, которые землей пользуются, а денег в бюджет не платят или  платят не в полном объеме, а платежи за аренду земли составляют немалую долю доходной части поступлений в бюджет района.

Отдельный специалист у нас будет заниматься разработкой инвестиционного плана развития Мотыгинского района, чтобы привлечь инвесторов для развития промышленности, организации малого и среднего бизнеса. Сегодня инвесторы не знают нашего района, а его возможности большие. Цель – развитие района, обеспечить рабочие места безработным (их сегодня у нас более 200 человек), увеличить доходную часть бюджета района.

- Уже месяц, как Вы работаете главой администрации района. Наверное, выявили какие-то проблемы, наметили перспективы?

- Главная проблема этого года – с бюджетом района. В 2009 году осталась кредиторская задолженность за потребленные коммунальные услуги порядка 15 млн. рублей. Кроме того, снижается налоговая база – предприятия подали иски по заключенным договорам аренды, выигрывают дела в суде, потому что в прошлом году не были приняты коэффициенты К1 и К2, обосновывающие арендную плату за землю. Скорее всего, мы потеряем по Горевскому ГОКу до 10 млн. рублей, миллионами исчисляются иски по другим плательщикам.

Проблемы этим не ограничиваются. В 2008 году у нас в районе обанкротилось муниципальное предприятие «Север», сейчас  в нем по решению суда введено внешнее управление.  Долги у «Севера»,  по неофициальной пока информации, – около  10 млн. рублей. В причинах этого еще не можем разобраться. Полагаю, что в соответствии с законодательством, по субсидиарной ответственности они лягут на бюджет района. То же самое у нас прошло по муниципальному предприятию «Бельск»: пришел иск от конкурсного управляющего на 4 млн. рублей, которые надо будет выплачивать району; бывшие работники райтопа, не дождавшись долгов по зарплате от конкурсного управляющего, подали в суд на районную администрацию, и им тоже будем выплачивать.

Целый узел проблем по Новоангарску. Муниципальное коммунальное предприятие задолжало поставщикам и по налогам порядка 20 млн. рублей, это тоже может лечь на бюджет Новоангарска, который уже находится в минусе, потому что в прошлом году за счет бюджета сельсовета там приобретали уголь для ЖКХ… Есть проблемы в Машуковке; в Партизанске более 1,6 млн. рублей надо оплатить  выпадающих доходов ООО «Комплекс» за 2008 год, а в бюджете у них всего 700 тыс. рублей.

Эти проблемы можно перечислять долго. Они формируют негативную картину состояния экономики нашего района, которую мы получили на сегодняшний день, и если все суды пройдут и все иски придется удовлетворять, то к концу года мы недосчитаемся порядка 45 миллионов рублей.

Если в 2009 году мы в районе просто сокращали свои программы, чтобы остаться на стабильном уровне, то в этом году мы уже сократили все программы, но остается реальная угроза упасть ниже уровня 2009 года. Мы с удовлетворением констатируем, что краевой бюджет начал увеличивать свою доходную часть, чего не могу сказать про наш бюджет. Сегодня мы разбираемся с причинами этого. Непонятно, почему предприятия, которые в 2009 и в 2010 годах увеличили объемы производства продукции, уменьшили платежи по налогам в наш бюджет. Пытаемся выявить причины недоплаты.

Большой  провал у нас по налогу на доходы физических лиц, 20 процентов которого поступает в районный бюджет. Мы недобираем миллионы рублей. Тут есть проблемы и в законодательстве. Мы только на комиссиях можем заслушать неплательщиков, составить графики рассрочки платежа, а напрямую взыскать с должников – не можем. Ситуация сложная.

Большая проблема с муниципальной собственностью. Предприниматели, предприятия, которые занимают муниципальные помещения, не оплачивают коммунальные услуги, не вносят арендную плату, даже то имущество, которое реализовали в 2008 и 2009 годах, не полностью оплатили.

- Вы экономист по первому образованию. В работе помогает образование?

- Учился я много. Окончил один вуз, учился в аспирантуре; есть несколько научных публикаций по экономике, их можно прочитать на сайте бывшего технического университета. Потом, работая в администрации района, окончил новосибирский вуз, там учился управлению персоналом; сейчас получаю еще и юридическое образование в КрасГАУ.  Но это все теория, а на практике приходится сталкиваться с недобросовестными налогоплательщиками, которые пытаются, используя разные схемы, уйти от уплаты налогов в бюджет, и теоретические знания  тут мало помогут.

…Впрочем, я не прав. Без  знания теории невозможно планировать на перспективу, невозможно даже сделать простой анализ ситуации и спрогнозировать её развитие. Знания нужны. Когда понимаешь, откуда берутся цифры, в работе появляется смысл.

Все мероприятия, которые мы проводим в районе, надо оценивать с точки зрения экономической эффективности, надо понимать, какую пользу они принесут населению нашего района. Оценка экономиста помогает  в главном: будем мы плестись вслед за событиями, которые для нас кто-то планирует, или начнем, наконец, сами просчитывать ситуацию и направлять ее так, как выгодно району.

- Как используете знания по управлению персоналом?

- Персоналом управлять очень сложно. Все эти методики, которые я изучал и сам писал, - они для научных трудов, для диссертации. С менталитетом наших людей это сложно применять. Тогда надо, грубо говоря, менять весь состав персонала администрации. Но я понимаю, что этого делать нельзя, иначе будет утеряна преемственность. Поэтому попытаемся перенаправить специалистов, переориентировать, помочь человеку найти свое место, где он лучше всего сможет исполнять свои обязанности. А уж если не сможет – тогда придется искать другую работу.

- Вы ведете прием по личным вопросам? С чем к Вам обращаются?

- Каждую пятницу с 14 часов. Проблемы, в основном, бытовые. У нас много людей с низкими доходами, но, к сожалению, помочь всем никак не можем – бюджет наш скудный. Часть проблем населения в Мотыгино мы сняли, когда я был главой поселка – в 2009 году мы приняли жилье в муниципальную собственность. Наверное, вы помните ситуацию, когда все муниципальные предприятия коммунального хозяйства в 2007 году были банкротами. Мы сделали тогда ставку на предприятия частной собственности, это оказалось эффективным. Теперь предпринимаем шаги по созданию управляющих компаний, в результате, надеюсь, сможем войти в федеральные программы по жилью и снимем остроту ситуации.

- Сформулируйте главные задачи, которые Вы для себя ставите.

- Сформировать коллектив администрации. Нацелить его на работу.

Подготовить к зиме все бюджетные учреждения.

Сформировать бюджет района на 2011 год, учесть интересы поселений и бюджетных организаций.

Разработать инвестиционный паспортМотыгинского района, чтобы знать наши ресурсы и привлекать инвесторов.

Войти во второй этап Программы развития Нижнего Приангарья, что позволит получить средства на водоснабжение наших поселков, строительство объектов социальной сферы, строительство дорог. Это, кстати, мы уже обсуждали с депутатом Мотыгинского райсовета, теперь заместителем министра экономики и регионального развития правительства Красноярского края В. Е. Жгуном, наметили план взаимодействия.

Беседовала 
Галина ИГНАТЬЕВА.