«SOS» спасет подростков

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является воспитание ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением.

И. А. БондареваПричины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической  нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, «эпидемии» разводов. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к самореализации, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Обделенные лаской, теплом и вниманием, не умеющие организовать свой досуг, не находя отклика и помощи от своих родителей, подростки уходят «в никуда». Многие предоставлены сами себе: часто желающие что-либо изменить в своей судьбе, не знающие, как можно это сделать, бесцельно проводят время на улице. Испытывая трудности в общении и взаимодействии и дома, и в школе, испытывая чувство неудовлетворенности от неспособности проявить себя, озлобленности, они порой совершают правонарушения. Так появляются дети «группы риска».

Для того, чтобы воспитательная работа с такими детьми была эффективной, она должна проводиться по определенной программе, составленной  с учетом конкретных условий и обеспечивающей согласованное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

В нашей школе  составлена система предупреждения правонарушений, которая обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества.

Эта система и составляет программу, которую мы назвали «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группы риска»). Рассчитана она  на три года, и ее целью  является содействие формированию у учащихся социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциала, устранению негативных явлений в сфере поведения и в отношении детей с окружающими.

Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного воспитания, организации их досуга, а также по повышению эффективности работы, направленной на борьбу с правонарушениями подростков.

В этой программе принимают участие администрация школы, заместитель директора по ВР О. И. Букина (на снимке внизу), социальный педагог И. А. Бондарева (на снимке вверху), педагог-психолог А. А. Сугак, инспектор по делам несовершеннолетних З. Г. Меркулова, представители органов власти, медицинский работник школы А. И. Маслова, классные руководители, родители и ученики.

Основными направлениями деятельности и формами работы являются: на первом этапе - диагностика учащихся, процесса и условий их развития; организация взаимодействия между школой и ГППН ОВД, КДН; информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с учащимися, социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение, а также информационно-просветительская работа с родителями и учащимися.

О. И. БукинаЭтапы работы следующие:

  • выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей (составление картотеки);
  • обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних З. Г. Меркуловой, социального работника поселка А. В. Кравцовой (плановые и экстренные профилактические беседы, лекции);
  • организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей и учащихся (по графику);
  • посещение на дому детей «группы риска» и неблагополучных семей. Эти посещения имеют своей целью, помимо фиксации условий проживания школьника и определения наличия благоприятных условий для школьных занятий, еще и проведение просветительных, воспитательных бесед с родителями учащихся;
  • проведение мероприятий по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций («Пивной алкоголизм», «СПИД и наркомания», «Опасные игры», «Последствие наркомании и табакокурения» и т.д.).

Работа с детьми «группы риска» в нашей школе  не носит эпизодический характер. Она строится так, чтобы не выпускать этих подростков из  поля зрения. После школьных занятий она имеет свое продолжение и развитие  в кружках, секциях. Большинство таких учащихся посещают спортивные секции, имеют неплохие результаты, что дает им  возможность отвлечься от вредных привычек и способствует укреплению их здоровья, вовлечению в общественную деятельность.

Анализ первого года работы программы «SOS» в нашей школе показал, что программно-целевой метод работы с детьми «группы риска» (на основе долгосрочной программы), в отличие от традиционного управления (на основе планирования на один год), способствует осознанию перспектив дальнейшей деятельности, консолидации усилий всех участников воспитательного процесса для достижения поставленных целей, повышению эффективности воспитательной работы школы в целом.

Ирина Бондарева,
социальный педагог;
Оксана Букина,
зам. директора по воспитательной работе
МОУ Раздолинская СОШ.