Банк не должен брать лишнее

Наверняка многие жители нашего района неоднократно обращались в кредитные организации для получения финансовых услуг на личные нужды и заключали кредитные договоры. Но далеко не все знают, что кредитный договор может содержать условия, ущемляющие права потребителей.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» включение в договор условий, противоречащих правилам, которые установлены действующими законами или другими правовыми актами, признается недействительным. Эти условия могут быть оспорены потребителем в судебном порядке.

Порядок предоставления кредитов регламентирован Положением № 54-П Центрального банка РФ от 31 августа 1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».

По результатам проверок за соблюдением банками требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей было установлено, что проекты кредитных договоров содержат условия, противоречащие действующему законодательству.

Согласно условиям кредитного договора, кредитор открывает заемщику ссудный счет. За его обслуживание заемщик уплачивает кредитору единовременный платеж в определенном банком размере, не позднее даты выдачи кредита. Следовательно, банк обуславливает предоставление кредита предварительной оплатой услуги по ведению ссудного счета. Но ведение ссудного счета – это обязанность банка, возникшая в силу Закона «О бухгалтерском учете». Счет открывается с целью отражения задолженности заемщика по выданным ему ссудам и является способом бухгалтерского учета. В связи с этим заемщик не должен уплачивать банку единовременный платеж за обслуживание этого счета.

Закон «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Подобные условия в силу прямого указания закона признаются недействительными, а действия банка - неправомерными. Потребители, которые приобретали финансовые услуги на описанных выше условиях, вправе воспользоваться своим правом и потребовать от банка восстановления своих прав.

Первый этап защиты своих прав – это подача письменной претензии в адрес банка с подробным описанием того, в чем заключается нарушение потребительских прав, и требованием для восстановления права («Вернуть мне денежные средства; зачислить на лицевой счет и др.»).

Второй этап защиты своих прав – в случае неудовлетворения требований, заявленных в претензии, потребитель вправе обратиться с исковыми требованиями в суд с предъявлением дополнительных требований о компенсации морального вреда и неустойки за несвоевременное удовлетворение законных требований.

Куда можно обратиться за помощью? Жители района могут бесплатно получить консультационную помощь, типовые формы претензий банкам или заявлений в суд в территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинском районе.

Наш адрес: п. Мотыгино, ул. Партизанская, д. 50. Мы работаем: с понедельника по четверг - с 9.00 до 17.00 часов; в пятницу - с 9.00 до 15 час. 45 мин. Перерыв на обед - с 13.00 до 13 час. 45 мин. Телефон для справок: 23-158.

Зоя ДАМПИЛОВА,
специалист-эксперт
территориального отдела
управления Роспотребнадзора
по Красноярскому краю
в Мотыгинском районе.