Не подмажешь - не поедешь?
Мы нередко считаем, что интересующий нас вопрос без подношения не решить. При этом опираемся не на собственный опыт, а на рассказы родственников, знакомых, сообщения СМИ, а иногда на неофициальные «предложения» отдельных чиновников
Можно ли решить ту или иную проблему, не давая взятки? Можно. Безусловно, что такое решение конкретной проблемы законным способом требует определенных знаний, времени и уверенности в своей правоте.
Чтобы решить вопрос без дачи взятки, необходимо:
1. Четко представлять себе этапы всего процесса: начиная от обращения к конкретному ответственному работнику и заканчивая получением необходимого результата. Определить желаемый результат нужно заранее.
2. Самостоятельно изучить всю возможную информацию (в этом могут помочь интернет и бесплатные юридические консультации), но в обязательном порядке проверить полученную информацию, посмотрев соответствующие нормативные акты, которые могут измениться. Возможно обратиться за консультацией и в органы власти.
3. Определить должностное лицо или орган, к которому или в который вам нужно обращаться, выяснить, когда ведется прием граждан именно по вашему вопросу, обязательно ли ваше присутствие, или вы можете обратиться по почте. Эту информацию можно найти в административных регламентах, которые размещаются на сайтах соответствующих органов.
Правильное обращение - залог успеха
Ходить или писать?
В большинстве случаев, решая тот или иной вопрос, мы обращаемся с заявлением, которое может быть как в устной, так и в письменной форме.
Обращение с заявлением в устной форме обычно представляет собой посещение руководителя органа или его заместителей в приемные дни и часы. Если заявление подается в устной форме, то и ответ на него дается также в устной форме. Эта форма обращения не позволяет зафиксировать как факт самого обращения, так и полученных на его основании объяснений.
В случае не получения ответа, либо получения неудовлетворяющего вас ответа, вы имеете право обжаловать решение в вышестоящем органе или в суде, поэтому понадобится письменный ответ на заявление, либо иные доказательства обращения с заявлением в установленном порядке (например, запись разговора).
Обращаясь устно, вы просто продлите срок разрешения вашей проблемы, поэтому целесообразнее обращаться с заявлением в письменной форме.
Письменное заявление пишется от руки, либо на компьютере. Заявление составляется в произвольной форме, но определенные требования написания обращения должны быть строго соблюдены.
1. В заявлении должно быть в обязательном порядке указано (ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ»):
- кому пишется заявление: наименование органа или ФИО должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- ваши фамилия, имя и отчество;
- почтовый индекс, куда орган будет отправлять ответ на ваше обращение. Если вы не проживаете по месту регистрации, то и адрес регистрации указывать не надо;
- содержание заявления;
- дату и подпись заявителя.
Рекомендация: при составлении заявления указывать нормы права, подтверждающего вашу позицию, не обязательно. Тем не менее, такое указание может повысить вероятность удовлетворения вашего заявления.
2. Если это необходимо – приложить в подтверждение своих доводов необходимые документы или их копии.
Рекомендация: если документ у вас в единственном экземпляре, или его получение связано с длительными затратами (времени, денег), направляйте копию документа. В большинстве случаев копию документа нотариально заверять не обязательно. Заверить копию документа можно в том органе, в котором вы подаете заявление, предъявив копию и оригинал.
3. Заявление должно быть написано на русском языке в официальном стиле.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержится нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления своим правом.
Если вы пишете заявление от руки, то почерк должен быть четким и разборчивым. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
4. Письменное заявление может быть вами направлено по почте, либо непосредственно передано в государственный орган:
В случае отправления заявления по почте его необходимо отправлять заказным письмом с описью вложения. Так у вас будет подтверждение обращения в орган в установленном порядке.
В случае передачи заявления непосредственно в учреждение следует принести его в двух экземплярах (или один оригинал и одну копию). Один экземпляр (оригинал) вы передаете в приемную или иной орган учреждения, ответственного за прием заявлений. Другой экземпляр (копия) вам нужен для того, чтобы на нем поставили отметку о приеме. Отметкой является штамп с датой приема, а также подписью должностного лица, принявшего заявление.
Что делать, если вы не получили желаемого результата?
Прежде всего, необходимо выяснить причину, по которой вы результата не получили. Ее вам должен сообщить орган, отказавший в удовлетворении вашего заявления. При этом необходимо, чтобы орган или должностное лицо указали вам не только причину, но и тот акт, которым они руководствовались.
Далее вам необходимо просмотреть акт, на который ссылается орган или должностное лицо, если вы нашли основание отказа именно для вашего случая, можете его устранить самостоятельно и вновь подать заявление.
Если вы полагаете, что орган или должностное лицо отказали вам без оснований – обжалуйте их отказ.
Обжалование в высший орган
Жалоба направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенции которых входит решение поставленных в жалобе вопросов.
Если вы не знаете или не можете установить конкретных должностных лиц, по вине которых были нарушены ваши законные права и интересы, жалобу следует подавать на имя руководителя органа (организации), в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обсуждаемому вопросу.
Жалоба должна отвечать тем же требованиям, что и заявление.
Рекомендация: подавайте жалобу только один раз. Не старайтесь «завалить» учреждение однотипными обращениями. Помните, анонимные жалобы не принимаются и не рассматриваются.
Если вы не получили результата при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления,
ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД.
Виктор Щетинин