Внимание: контрафакт!
В период глобального экономического кризиса значительно увеличились шансы российских покупателей приобрести подделку. Группу риска возглавляют покупатели аудио-, видеодисков и программного обеспечения. Здесь на контрафакт приходится около 85% от общего объема товаров, представленных на рынке, подсчитали аналитики. Таким образом, доля подделок здесь с 2007 года выросла почти в 2,5 раза. Около 70% одежды и обуви также являются подделками. На «левые» автозапчасти и алкогольную продукцию, согласно рейтингу, приходится более половины всех товаров - по 60%. Затем в порядке убывания идут: косметика (35%), лекарства (60%) и игрушки (7%).
Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) оказались примерно схожи со статистикой аналитиков. Единственное расхождение - диски, которые в основном изготавливают на отечественных предприятиях оборонки. По данным ФТС, на первом месте среди задерживаемых контрафактных товаров - одежда и обувь, на втором - продукты питания, в основном - кондитерские изделия и шоколад, далее - парфюмерия и косметика, табачная продукция, оптические носители информации, кожгалантерея, часы, бытовая техника, бытовая химия и фармацевтическая продукция.
Что же такое контрафакт и фальсификация?
Контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (Закон РФ № 166 от 11.12.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Фальсификация (от латинского falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Фальсифицированными являются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (ст. 1 «Основные понятия» Закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Объектами фальсификации являются: товары, услуги, документы, информация, маркировочные и идентификационные знаки. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных, наиболее типичных признаков (внешнего вида, цвета, консистенции) при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности и безопасности.
При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные:
- наименование товара и его логотип, страна происхождения товара, фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес, количество товара, состав продукта, условия и сроки хранения.
Чаще всего подделываются товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, таких, как: «Adidas», «Reebok», «Panasonic», «Sony», «Hugo Boss», активно рекламирующих свою продукцию и уже имеющих заслуженно высокую репутацию у потребителя благодаря отличному качеству своей продукции.
Прогнозируется увеличение потока продукции с незаконно нанесенной символикой Олимпиады Сочи-2014. В 2010 году по России было изъято более 2 млн. единиц продукции с незаконно нанесенной олимпийской символикой, количество нарушений с каждым месяцем растет. Эксперты полагают, что в основном к нарушителям будут применяться административные санкции, предполагающие штраф до 100 тысяч рублей.
Сотрудники ОВД по Мотыгинскому району проводят проверки по выявлению на потребительском рынке фальсифицированной и контрафактной продукции. Так, в ходе проверок в 2011 году с прилавков магазинов нашего района было изъято 527 единиц аудио-, видеодисков и промышленных товаров с признаками контрафактного изготовления на общую сумму более 76 тысяч рублей. Работа в этом направлении будет проводиться и в дальнейшем.
Алина РУССУ,
инспектор ГБППР и ИАЗ
ОВД по Мотыгинскому району,
старший лейтенант милиции