Договор дороже денег
С наступлением лета увеличивается число желающих улучшить свои жилищные условия и внешний вид своих домов и квартир путем установки пластиковых окон и дверей. Однако с каждым годом растёт количество жалоб потребителей на качество и монтаж изделий из поливинилхлоридного профиля (ПВХ), то есть пластиковых окон и дверей.
Наибольшую долю на рынке реализации изделий из ПВХ занимают фирмы по оказанию потребителям услуг по поставке и монтажу пластиковых изделий. Услуги оказывают не сами фирмы-производители, а предприниматели, которые на условиях дилерских или иных договоров приобретают продукцию у производителей.
Как правило, такие работы производятся в теплое время года, а с наступлением холодов приобретенные изделия ведут себя совсем не так, как обещали установщики. Окна «плачут», промерзают, продуваются ветрами и прочее. Что в таком случае делает потребитель? Он направляет в адрес предпринимателя претензию. Но вот проблема: оказывается, что предприниматель деятельность свою уже прекратил, и телефоны, указанные в договоре, не отвечают. Претензии предъявить некому.
Другая проблема заключается в содержании договора. Основной документ, который позволяет выявить, кто производил установку окон и на каких условиях, – это письменный договор. Анализируя договоры, представленные обманутыми потребителями, видим, что договоры эти - фиктивные. В качестве примера можно привести ситуации, где при установке окон договоры заключаются на доставку окон или наоборот, или при доставке дверей договоры заключаются на установку окон. Как часто, заказывая услугу или приобретая вещь, люди не придают значения договору, который предлагается им для подписания! Они не вчитываются в его условия, возможно, экономя свое и чужое время, стыдясь порой своей педантичности и въедливости. Может быть, они уверены, что злоключения их минуют? Очень хотелось бы на это надеяться. Однако поток заявлений в службу Роспотребнадзора говорит, к сожалению, об обратном. Недобросовестные исполнители работы встречаются достаточно часто.
Потребители уберегут себя от проблем, бесполезной траты денег и обиды за обман, если будут более внимательны и ответственны при заключении договора на установку пластиковых окон и дверей.
Конкретные советы специалистов по некоторым вопросам.
Не спешите! Постарайтесь получить максимальную информацию об исполнителе услуг по установке пластиковых окон и дверей! Заключайте договоры с известными вам фирмами. Если вам незнакомо название фирмы или фамилия предпринимателя, наведите справки о них - запишите его номер телефона, фамилию, место осуществления деятельности и юридический адрес. Поинтересуйтесь у знакомых, которые воспользовались услугами этой фирмы.
Очень важно, сколько времени фирма работает на этом рынке, как решает проблемы качества, какова его репутация среди потребителей.
Договор - самый важный документ, на основании которого потребитель может потребовать от предпринимателя безвозмездного устранения недостатков работы, замены некачественного изделия на изделия надлежащего качества, возмещения причиненного вреда и так далее. Если потребитель подпишет договор, в котором содержатся условия, ущемляющие его права, то потребуется значительно больше времени на доказательство его правоты, а возможность это сделать снижается в разы.
Не спешите, прочтите внимательно. Если вам сложно оценить юридические формулировки, вчитайтесь в его содержание с точки зрения здравого смысла, сопоставьте написанное с планируемым вами результатом. Если что-то будет непонятно, прочтите еще раз, не стесняйтесь спросить у представителя разъяснений или предоставьте эту работу специалистам.
Договоры, как правило, подписываются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Доверенность предоставляет их представителю право подписания договоров. Будьте внимательны!
Лариса СЕМЕНОВА,
главный специалист–эксперт
территориального отдела
Управления Роспотребнадзора
по Красноярскому краю
в Мотыгинском районе