Медиация – альтернативная процедура урегулирования споров
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)».
Мы предлагаем читателям нашей газеты выдержки из одноименной статьи журнала «Судья» № 8 - 2011, в которой судья Арбитражного суда Кемеровской области Вера Останина рассказывает о сути нового способа разрешения споров.
К социальным основаниям введения и использования альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуры медиации) можно отнести в первую очередь готовность общества и государства, участников правовых отношений к использованию таких цивилизованных способов разрешения разного рода споров и конфликтов. Полагаем также, что введение на законодательном уровне названной процедуры явилось следствием объективной возможности и способности участников правоотношений разрешить возникшие споры исходя из собственного видения соответствующих обстоятельств, результатов разрешения споров.
С принятием ФЗ государством была предоставлена еще одна возможность участникам правоотношений разрешить споры по их усмотрению, при этом, конечно, не нарушая права и законные интересы других лиц, общества и государства. Полагаем, что применение процедуры позволит в определенной мере снизить уровень недовольства работой судов и повысить культуру поведения субъектов правовых отношений.
Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений (ч. 1 ст. 1).
Следует отметить, что цели разработки указанного ФЗ соответствуют как основным началам гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), так и задачам гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2 ГПК РФ, ст. 2 АПК РФ). В частности, Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает такие задачи судопроизводства, как формирование уважительного отношения к закону и суду, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Что касается правовых оснований для введения процедуры медиации, то они также имеются.
Законодательные акты, регулирующие гражданские, семейные, трудовые и иные правоотношения, предусматривают возможность заключения сторонами соглашений в рамках соответствующих отношений. Предусматривалась возможность урегулирования споров мировым путем.
Так, согласно официальной статистике, российскими арбитражными судами в 2007 г. прекращено производство в связи с утверждением мирового соглашения по 2,5% дел (от общего количества рассмотренных дел в первой инстанции), в 2008 г. – 2,7; в 2009 г. – 3,5; в 2010 г. – 3,3%.
В статье 3 закона определены такие принципы проведения процедуры медиации, как добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора.
Предусмотрена возможность урегулирования спора с участием посредника, как в рамках судебного разбирательства, так и до подачи искового заявления в суд. Причем законодатель предусмотрел различные ситуации взаимоотношений субъектов, установив, что соглашение о применении процедуры медиации заключается в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения.
В итоге применения процедуры медиации нет ни проигравшей, ни выигравшей стороны, и это одно из ее преимуществ. Процедура медиации направлена на сохранение устойчивых партнерских отношений между спорящими сторонами. Отличительной чертой медиации является то, что результат проведения процедуры – совместное решение сторон конфликта, которое выбрано ими, а не кем-то иным.
Определяя понятие «процедура медиации», законодатель в п. 2 ст. 2 ФЗ подчеркнул, что этот способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольности согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Что касается принципа конфиденциальности информации, относящейся к процедуре медиации, то он отражает еще одно преимущество процедуры по сравнению с судебным разбирательством, которое является публичным, гласным. Этому принципу посвящена отдельная ст. 5 закона, исходя из положений которой сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к процедуре медиации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или когда стороны договорились об ином. За исключением тех же случаев не допускается истребование информации, относящейся к процедуре медиации, от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению ее проведения.
Посредник, осуществляющий помощь в урегулировании спора, должен иметь необходимое образование, знания и опыт. Но самые главные качества, которыми он обязан обладать, – беспристрастность и независимость. Придавая серьезное значение указанным требованиям, законодатель в ч. 3 ст. 9 закона установил, что медиатор, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам, или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.
Полностью исключить недобросовестное поведение медиатора нельзя, поэтому в публикациях нередко встречаются предложения о введении ответственности посредника, в том числе административной и даже уголовной. Возможно, что в будущем такие предложения найдут свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день в ст. 17 Федерального закона предусмотрена ответственность медиатора за вред, причиненный сторонам вследствие его деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
В заключение следует отметить, что на начальном этапе введения и применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника важной представляется роль суда, который может и должен способствовать формированию у спорящих сторон уважительного отношения друг к другу, становлению и укреплению партнерских деловых отношений.
Материал подготовила
Ольга ПЕТУШКОВА,
судья Мотыгинского суда