Без экономии энергии нет будущего
Нам так долго внушали мысль о безграничных запасах всего и вся в России, что экономить до сих пор считается чуть ли не дурным тоном.
Мы – первые по запасам того, мы – первые по запасам этого! И по имеющимся ресурсам нам нет равных. Понятно, что долго так не по-хозяйски к своим богатствам относиться было нельзя. Дело даже не в мировом кризисе, а в том, что, растрачивая сейчас свои ресурсы, зачастую бездарно, мы лишаем будущие поколения более выгодного, по сравнению с окружающими, положения. Да, пример Японии, Европы и Китая, не имеющих природных богатств, но являющихся мировыми лидерами, говорит об обратном, но такое положение не будет вечным.
Человечеству для дальнейшего развития требуется все больше энергии и все больше ресурсов, и борьба за контроль и обладание ими будет только обостряться. Россия же, имея изначально действительно большие запасы энергоносителей, чистой воды и земли, должна перестать их транжирить как нерачительный хозяин (слова «нерачительный» и «хозяин», наверное, для японца или немца вообще немыслимы в одном словосочетании, но это так «по-нашенски»).
В общем, проблема сбережения энергии и ресурсов назрела и перезрела давно. Простого и легкого решения в стране, в принципе не привыкшей экономить, она иметь не может. Но с чего-то начинать надо. И начало положено. О том, что сделано и что еще предстоит сделать в районе по сбережению энергии и ресурсов, нам рассказал Сергей Викторович ЛУЗГИН, начальник отдела администрации района по ГО, ЧС и жизнеобеспечению.
- Главной программой в районе, направленной на сохранение энергетических и прочих ресурсов, является долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мотыгинском районе». Сроки ее реализации – 2010-2012 годы. Что нам надо было сделать? Первое – установить приборы учета тепловой энергии и расхода воды в тех зданиях, где это предусмотрено законодательством. Второе - провести энергоаудит зданий. Сразу надо сказать, что всё это относится к зданиям учреждений, подведомственных администрации района.
Однако и те организации, которые не входят в структуру администрации района, не выпадают из поля нашего зрения. Мы отслеживаем ситуацию по всему району, и если организации, не подчиняющиеся нам напрямую, не исполняют закон об энергосбережении, мы сигнализируем об этом в контрольные органы.
По закону, в каждой организации вне зависимости от вида собственности и юридического статуса должна быть разработана своя программа энерго- и ресурсосбережения. Районная администрация несет ответственность лишь за «свои» организации, что вполне логично.
Энергоаудит - это такой комплекс мероприятий, который позволяет выявить «слабые места» в здании на предмет потерь, например, тепла или воды. Таких «мест» достаточно много: фасад, крыша, фундамент, окна, двери, системы водоснабжения и электроснабжения и так далее. По понятным причинам проводить обследования зданий с помощью тепловизоров можно только в зимнее время. В дальнейшем заключение экспертов (паспорт энергообследования) по обнаруженным «источникам потерь» послужит отправной точкой в выработке программы и перечня мероприятий по ликвидации необоснованных расходов ресурсов и, соответственно, позволит определить объем финансирования. Вначале учреждения получат «энергопаспорта», составят план ликвидации «слабых мест». Потом, после сбора «энергопаспортов» всех учреждений и анализа их программ, будет составлена новая долгосрочная целевая программа по энергосбережению, основные мероприятия которой мы должны будем выполнить до 2020 года.
Подобные программы энергосбережения разрабатывают и коммунальщики. Компании ЖКХ при защите своих тарифов в министерстве жилищно-коммунального хозяйства края предоставляют эти программы ведомству, которое может дать «добро» (если сочтет программу эффективной) на включение финансирования программ в тариф. Проще говоря, если программа той или иной компании ЖКХ будет одобрена министерством, то ее реализация ляжет, в том числе, и на плечи потребителей услуг этой компании. В конечном итоге это должно привести к снижению затрат на производство коммунальных услуг.
Сейчас мы анализируем мероприятия по энергоаудиту в наших бюджетных учреждениях. Основная цель этого – понять, на каком этапе реализации программы мы находимся. Если охарактеризовать положение дел на сегодня в двух словах, то бюджетные организации, подотчетные администрации района, получают паспорта энергообследования. Всего же подрядные организации, с которыми были заключены договоры на проведение энергоаудита, обследовали около 50 зданий.
Администрация района составила перечень этих зданий. Но надо понимать, что у некоторых учреждений более одного здания, и не все они вошли в этот перечень. Например, школы имеют вспомогательные корпуса. В районный перечень были включены только основные здания. Теперь те же школы проводят энергоаудит вспомогательных корпусов. Планируем, что в декабре все учреждения будут иметь паспорта энергоэффективности на все свои здания.
Говорить сейчас о полученной экономии рано. Пластиковые окна, например, устанавливались практически одновременно с приборами учета тепла, поэтому сравнить, сколько потреблялось тепловой энергии до установки окон ПВХ и после, невозможно; нет данных для сравнения. Да и вообще, установка приборов учета на этом этапе больше нужна для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов. Не секрет, что поставщики, например, тепловой энергии периодически, в зависимости от погоды, так сказать, не дотапливают, экономят уголь, а счета выставляют не измененные, как будто несли прежние затраты. Объективных критериев оценки их работы не было. Приборы учета четко покажут, поставила ли компания ЖКХ тепло в прежнем объеме или температура теплоносителя снизилась. Это, в свою очередь, даст возможность потребителю оплачивать полученное тепло по факту, а не по «бумажным» расчетам. Когда оплата за потребленную тепловую энергию станет соответствовать реальности, тогда коммунальщикам станет невыгодно «химичить». Хотя, анализируя данные по большим зданиям, я бы не сказал, что экономия очень уж существенная. Осенью, когда еще не холодно, оплата небольшая, в зимние месяцы она вырастает, и в целом за год примерно равна тем показателям, которые были до установки приборов учета. Это говорит о том, что нормативы потребления, по которым традиционно рассчитывается оплата тепла, в общем соответствуют действительным затратам.
Тем не менее, установка приборов учета и проведение энергоаудита дадут нам картину реального положения дел. Чтобы выстраивать работу с ресурсоснабжающими организациями и планировать дальнейшие действия по сбережению ресурсов, нам надо знать, что и сколько мы потребляем.
Государством работа в этом направлении будет продолжена. Сейчас заканчивается лишь первый этап. В будущем будут приняты новые программы, и в идеале мы придем к хозяйскому отношению к ресурсам.
Евгений РЕДВАНСКИЙ