Есть только мост между прошлым и будущим...
В этой статье мы продолжим рассказывать читателям о визите в район министра транспорта края и депутата Законодательного Собрания края
Наверное, нет смысла возвращаться к истории события. Напомню лишь, что в предыдущей статье, осветившей краевой десант, мы сообщили о тех решениях, которые приняты по объездной дороге вокруг Первомайска. Также мы пообещали донести важную информацию, касающуюся, без преувеличения, каждого жителя района.
С чего начать? Конечно, начать нужно с самого важного. Но в этом-то и вся проблема – определить самое важное. Высокие краевые гости сообщили крайне значимые сведения, можно сказать - стратегические. Что же, пойдем по порядку.
Очень скоро в Красноярске произойдет большое событие – состоится экономический форум. Это вроде бы далекое от берегов Ангары мероприятие может стать отправной точкой для новой жизни района.
Можно говорить о том, что с большой долей вероятности на этом форуме будет подписано соглашение с Правительством Российской Федерации по развитию Ангаро-Енисейского кластера. Что это даст жителям района?
В первую очередь, круглогодичное сообщение с левобережной частью Енисея. В современных условиях государство уже не занимается развитием конкретных предприятий (если это не государственные предприятия), забота о них – дело рук собственников. Вклад же государства в развитие, будь то федеральный уровень или уровни ниже, заключается в создании условий для ведения экономической деятельности. Здесь не только законы и налоги, не менее важным является создание инфраструктуры.
Одним из основных разделов понятия «инфраструктура» считается дорожная сеть, а если смотреть шире - транспортная доступность. А это касается уже не только промышленных предприятий, но и простых людей. Так что же планируется сделать на территории района в рамках межправительственных соглашений по развитию Ангаро-Енисейского кластера в свете транспортной доступности. Главное – строительство моста через Енисей в районе Высокогорска. Об этом объекте говорится давно и очень много. Если на Красноярском экономическом форуме будет дан старт созданию вышеназванного кластера, то этот мост перейдет из разряда дискуссионного в разряд строящегося.
Второе направление (во всех смыслах этого слова) – укладка асфальта на дороге Широкий Лог – Мотыгино. То, что оно уже воплощается в жизнь, видел каждый, кто проезжал по этой трассе. Новенький асфальт, уложенный почти от причала парома, курсирующего через Енисей до Стрелки, – лучшее подтверждение этому.
По плану в асфальт оденется большая часть дороги, а остальные участки хоть останутся в гравийном покрытии, но качество его будет на порядок выше нынешнего. Реализация такого масштабного и дорогостоящего проекта стала возможной благодаря набирающему ход новому в современной России направлению взаимодействия власти и бизнеса, а именно – частно-государственному партнерству.
Речь идет о соглашении между губернатором края и правительством края с одной стороны, и Новоангарским обогатительным комбинатом (НОК) с другой. Укладка асфальта и вообще улучшение качества нашей главной транспортной артерии ведется на паритетных началах – часть денег выделяет бюджет края, часть – НОК. Необходимо обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на один момент, оставшийся «за кадром». Заинтересованность обогатительного комбината в хорошей дороге очевидна, и в связи с расширением производства ее актуальность для предприятия будет только расти. Но любой, кто хоть мало-мальски знаком с географией района, прекрасно осведомлен о том, что Новоангарск (месторасположение комбината) находится гораздо ближе к Енисею, чем, к примеру, Первомайск и далее по списку. Следовательно, и экономически обоснованная заинтересованность НОКа в этой дороге не распространяется дальше Новоангарска.
Тем не менее, комбинат участвует в ее качественном улучшении на отрезке от Енисейской переправы и далеко за Новоангарск. В этом и заключается смысл частно-государственного партнерства. У бизнеса свои интересы, у государства – свои, в чем-то они пересекаются, а в чем-то расходятся. Но бизнесмены ведут свою деятельность на какой-то территории, получают прибыль на этой территории, и поэтому, если они смотрят на перспективу и социально ответственны, то вполне логично, что должны участвовать в развитии той местности, на которой работают. Разговоры о том, что все взаимоотношения определяются только лишь уплатой налогов, надо считать не отвечающими современному развитию общества.
Другая составляющая транспортной доступности района, своего рода транспортный «мотыгинский северный поток», - дорога на Высокогорск со строительством моста через Енисей в районе этого поселка. На разработку документации по этой дороге уже выделено около 500 млн. рублей. При благоприятном развитии ситуации строительные работы начнутся в следующем году. Надо сказать, что краевые дорожники уделяют достаточно большое внимание нашему району. За последнее время у нас неоднократно побывали министр транспорта края и руководители краевого КрУДора и «Лесосибирск-Автодора».
Пока соглашение с Правительством РФ о партнерстве в развитии Ангаро-Енисейского кластера не подписано, говорить о конкретных сроках и объемах, я считаю, рановато. Однако, как точно заметил наш депутат в Заксобрании края Александр Алексеевич Симановский, высшее руководство страны настоятельно рекомендует разрабатывать региональные программы развития. Причем, эти программы должны основываться на принципе частно-государственного партнерства.
На сегодняшний день в России нет другой настолько хорошо подготовленной программы, как наша, по развитию Ангаро-Енисейского кластера. Поэтому с Александром Алексеевичем нужно согласиться, когда он говорит, что доля вероятности подписания этого соглашения с Правительством РФ очень велика.
Отличие второго этапа развития Нижнего Приангарья (а кластер - его главная составляющая) от первого состоит в том, что он направлен на развитие действующих на нашей территории предприятий. Но чисто производственная часть не является единственной. Есть твердое решение о комплексном подходе. Что это значит для жителей района? Предприятия должны будут, и они с этим согласились, заниматься не только развитием производства, но и вкладываться в социальную сферу территорий, дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечит государство. А для граждан это означает строительство жилья, школ, детских садов, создание учебных заведений, приезд молодых специалистов и закрепление молодежи в родных поселках.
Евгений РЕДВАНСКИЙ