Угроза экологической безопасности - воздействие человека на окружающую среду
Будет правильно сразу успокоить читателя тем, что экологическое состояние окружающей среды Мотыгинского района пока еще не оценивается как конфликтное, критическое или хуже того, - как близкое к катастрофическому. Но это состояние уже и удовлетворительным назвать нельзя. Оно – НАПРЯЖЕННОЕ.
В октябре 2012 г. под председательством Губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова состоялось оперативное совещание членов Совета Безопасности по вопросам ведения Красноярского края, на котором было проанализировано состояние государственной политики в области оборота и использования твердых бытовых отходов на территории края.
Участниками совещания было отмечено, что проблема накопления отходов в крае с каждым годом обостряется. При этом наиболее сложной остается проблема накопления твердых бытовых отходов (ТБО).
Общее количество отходов, образующихся в крае, составляет около 300 млн. тонн в год, из них 1,2 млн. тонн - ТБО. Неблагоприятная ситуация в сфере обращения с ТБО создает значительные экологические, экономические и социальные проблемы в регионе.
Мотыгинский район среди других муниципальных районов Красноярского края выгодно отличается высоким уровнем промышленного развития. Объем реализации продукции, произведенной предприятиями района, достиг 13 млрд. рублей в год. На территории реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе входящих в число объектов 2 этапа федеральной программы развития Нижнего Приангарья. За счет этого уже в настоящее время созданы серьезные предпосылки для динамичного развития экономики, в основе которой лежит горнодобывающая и лесозаготовительная отрасли промышленности. Но промышленное развитие влечет за собой и другие, менее радужные последствия.
Несмотря на небольшую численность населения, район является одним из крупнейших производителей отходов производства и потребления в Красноярском крае. В 2011 году промышленными предприятиями района произведено более 27 млн. тонн отходов, что составляет около 8 % от объемов отходов, произведенных на территории всего края. На начало 2012 года (с учетом того, что часть отходов вовлекается в хозяйственную деятельность повторно), уже накоплено не менее 20-25 млн. тонн отходов. С дальнейшим ростом объемов производства на предприятиях района будут увеличиваться, соответственно, и показатели образования отходов.
Состав и структура отходов на территории Мотыгинского района, с точки зрения их опасного воздействия на компоненты окружающей среды, в последние годы стабильна и не претерпевает резких колебаний. В 2011 году, по данным Росприроднадзора, образовано почти 27,350 млн. тонн отходов, в том числе 1 класса опасности – 0,329 тонн, 2 класса – 3,165 тонн, 3 класса – 45,4 тонн, 4 класса – 653,6 тонн. Остальные отходы, а это более 26 млн. тонн, являются материалом вскрыши и бедными рудами карьеров горнодобывающих предприятий.
Количество образованных отходов производства в последние три года увеличилось в четыре раза, что связано с введением в эксплуатацию новых карьеров на золоторудных месторождениях (Архангельское, Герфед, Николаевское) и на месторождении магнезитов Голубое.
В соответствии с графиками горных работ на действующих карьерах Горевского горно-обогатительного комбината, Васильевского рудника, золотодобывающей компании «Золотая Звезда», Кокуйского угольного разреза и предприятий группы «Магнезит» продолжаются работы по наращиванию производственных мощностей по добыче руды.
В результате объемы добычи возросли: свинцово-цинковых руд Горевского месторождения - на 70%, золотосодержащих руд месторождений Раздолинского и Партизанского рудных узлов - на 40-50%, угля на Кокуйском месторождении - на 10-15%. Это сопровождалось расширением карьеров и других горных объектов и, соответственно, увеличением объемов вскрышных работ и образованием отвалов.
В целом, ситуация с отходами производства в Мотыгинском районе, как и в целом в Красноярском крае, находится под внутренним контролем со стороны предприятий-недропользователей и внешним – со стороны природоохранных организаций.
Значительно хуже обстоит дело с обращением отходов потребления, то есть с твердыми бытовыми отходами (ТБО). По данным Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю централизованной системой удаления твёрдых бытовых отходов в Красноярском крае охвачено только 53 % населённых пунктов.
Данная ситуация сложилась в результате недостаточной обеспеченности муниципальных районов и городских округов специализированной современной техникой и оборудованием для сбора и транспортировки отходов потребления с территорий населенных пунктов, а также отсутствием системного контроля за надлежащим сбором и транспортировкой ТБО к объектам их размещения. Это приводит к формированию многочисленных несанкционированных мест размещения отходов вокруг населенных пунктов.
По расчетам специалистов администрации района, средний объем образования ТБО в наших условиях составляет 0,11 куб. м на каждого жителя района в месяц. Объем образования жидких отходов – от 1 до 3 куб. м/чел. в месяц. Таким образом, исходя из численности населения района (16,2 тыс. человек), объем образующихся ежегодно твердых бытовых отходов должен составлять около 22 тыс. куб. м, жидких отходов – не менее 200 тыс. куб.м.
Фактически же обслуживающие организации принимают от населения и организованно вывозят на санкционированные места размещения отходов лишь около 9 тыс. куб. м твердых бытовых отходов. Отсюда можно сделать вывод, что на территории района только ТБО размещается на стихийных несанкционированных свалках до 13 тыс. куб.м.
Сложившаяся ситуация приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, захламлению земель, значительному экономическому ущербу, оказывает негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Негативное воздействие на природную среду характерно для всех стадий обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию компонентов, их обезвреживанию или захоронению.
Особенно остро это негативное воздействие проявляется в случае неорганизованного транспортирования ТБО к местам несанкционированного размещения. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и иные отходы.
Все это загрязняет территорию, а потом под видом малоопасных отходов транспортируется на полигоны ТБО либо на несанкционированные места размещения отходов, которые чаще всего устраиваются в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно базе данных геоинформационной системы (ГИС) «Обращение с отходами на территории Красноярского края», в крае зарегистрировано всего 30 полигонов ТБО и 680 сельских свалок. Общая площадь земель, занятых под полигоны ТБО и учтенных в этой базе данных несанкционированных мест размещения отходов, составляет 1252 га, из них 320,3 га - занято полигонами, 931,7 га - несанкционированными местами размещения отходов.
Кроме учтенных, на территории Красноярского края имеется большое число неучтенных свалок, площадь которых, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 5 тыс. га.
Текущее состояние и эксплуатация даже санкционированных полигонов ТБО и свалок сопровождается многочисленными нарушениями, которые выражены в несоблюдении правил и требований норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Сложившаяся в нашем регионе практика сбора и вывоза ТБО от населения и организаций ориентирована в основном на сбор и транспортировку отходов к местам складирования, без четких гарантий доставки ТБО на санкционированные полигоны со стороны многочисленных частных перевозчиков и не стимулирует переработку ТБО во вторичную продукцию.
К сожалению, в Мотыгинском районе нет специализированных предприятий по утилизации и переработке ТБО и промышленных отходов. В качестве вторичных ресурсов ряд организаций (Новоангарский ОК, Горевский ГОК, Раздолинский периклазовый завод, Сибирский магнезит, Васильевский рудник) используют породы вскрыши и горные породы карьеров, не содержащие полезные компоненты. Они применяются в строительстве в качестве инертного материала, в том числе для устройства дорожного полотна и отсыпки строительных площадок. В этом качестве используется до 30-40% отходов производства.
В настоящее время на территории района есть два объекта для захоронения твердых бытовых отходов (в п. Мотыгино и п. Раздолинске), однако они создавались по проектам, которые в свое время не были завершены строительством. Эксплуатируются эти объекты без учета современных экологических, строительных и санитарных норм и правил. Во всех населенных пунктах существует порочная практика, когда бытовые отходы вывозятся на несанкционированные свалки, устроенные нерадивыми жителями непосредственно в черте поселка или за их околицей вдоль дорог.
Соответствующие современным экологическим, строительным и санитарным нормам и правилам полигоны для твердо-бытовых отходов построены и введены в эксплуатацию на Васильевском руднике и на Кокуйском угольном разрезе ЗАО «ЗДК «Полюс». Но эти полигоны являются ведомственными объектами и обеспечивают нормальную жизнедеятельность вахтовых поселков, созданных для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых.
Места складирования жидких отходов производства, полученных в результате деятельности обогатительных фабрик Васильевского рудника и Новоангарского комбината, эксплуатируются в соответствии с проектной документацией и действующим законодательством в области экологии и охраны окружающей среды.
Федеральным законодательством обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации твёрдых бытовых отходов возложены на органы местного самоуправления.
Повсеместное неисполнение этих обязанностей служит основанием для применения мер реагирования как со стороны органов прокуратуры, так и со стороны природоохранных контролирующих органов.
За последние годы судами края были вынесены сотни решений, предписывающих ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, при этом большинство решений органами местного самоуправления остаются неисполненными.
Судебная практика по данному направлению не является исключением и для Мотыгинского района. К примеру, одно из решений Мотыгинского районного суда от 18 декабря 2008 года, принятое по заявлению прокурора района в интересах неопределенного круга лиц, обязывает администрацию Мотыгинского района в срок до 31 декабря 2009 года организовать полигоны во всех населенных пунктах района для размещения промышленных и бытовых отходов.
Можно в данном случае много спорить о сроках исполнения данного решения суда (они явно нереальны), но только не о самой проблеме: санкционированные места для сбора отходов обязательно должны быть там, где проживают люди.
Таким образом, сложившееся положение в вопросах обращения с отходами пока не соответствует действующим нормативным требованиям и современным экологическим стандартам. Именно поэтому одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года является экологическая устойчивость региона, безусловным требованием которой является:
- организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения ТБО;
- ликвидация всех очагов загрязнения, в том числе не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТБО, несанкционированных мест размещения ТБО;
- развитие системы использования вторичных ресурсов.
Специальные расчеты, выполненные с учетом специфики Красноярского края, показывают, что сбор и транспортировка неотсортированных отходов (без переработки) к местам размещения и захоронения ведут к безвозвратной потере до 140 тыс. тонн макулатуры, 20 тыс. тонн черных и цветных металлов, 25 тыс. тонн полимерных материалов, 150 тыс. тонн пищевых отходов, 6 тыс. тонн стекла, имеющих реальный спрос на рынке вторичного сырья.
Вместе с тем, в силу транспортной удаленности Мотыгинского района от краевого центра, где сосредоточены основные потребители вторичного сырья, развитие системы использования вторичных ресурсов в обозримом будущем не будет считаться приоритетной задачей. Основное внимание будет уделено организации надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения ТБО, а также ликвидации очагов загрязнения, в том числе не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТБО и несанкционированных мест размещения ТБО.
Чтобы решить на достаточно высоком уровне проблемы обращения с отходами, требуется проведение ряда мероприятий программно-целевого характера, формирование комплексной системы обращения с отходами производства и потребления.
С этой целью в июне 2012 года администрацией Мотыгинского района разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Строительство полигонов твердых бытовых отходов на территории Мотыгинского района» на 2012-2020 годы. Программой предусмотрен комплекс мероприятий общей стоимостью до 200 млн. рублей, реализация которых позволит получить проекты и построить 4 новых полигона, рекультивировать и вернуть в состояние, пригодное для дальнейшего использования более 15 га загрязненных земель.
С целью установления единого порядка утилизации (захоронения) и переработки бытовых и промышленных отходов и регламентации деятельности участников этого процесса для предотвращения вредного воздействия бытовых и промышленных отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот, разработано и утверждено положение «О порядке утилизации (захоронения) и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Мотыгинского района».
Этот нормативный акт обязателен для исполнения всеми производителями отходов в части их деятельности, связанной с образованием, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов. Неисполнение его требований влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Положение распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также бытовые отходы, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
В перспективе до 2020 года на территории Мотыгинского района продолжится реализация ряда крупных инвестиционных проектов в промышленности, в том числе, возможно, строительство золотоизвлекательной фабрики ЗАО «ЗДК «Полюс», гидроузла на р. Ангаре и т.д. Расширение действующих и появление новых предприятий создадут предпосылки для образования отходов производства и потребления в достаточно значительных объемах.
Необходимо особо отметить, что масштабность и сложность проблемы оборота отходов производства и потребления, наличие в ней значительного межотраслевого и межмуниципального аспектов обусловливают необходимость реализации комплексного подхода к ее решению и организации взаимодействия органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения и поэтапного решения этой проблемы программно-целевыми методами.
Только такой подход позволит сконцентрировать необходимые финансовые, организационные и технические ресурсы, привлечь дополнительные инвестиции из внебюджетных источников. При этом наивно предполагать, что даже благоприятное совпадение всех этих факторов способно привести к полному решению «мусорной проблемы» на любой территории: страны, края, района или даже отдельно взятого населенного пункта.
На это потребуются годы. Причем, если вопросы создания полигонов, систем сбора и вывозки отходов можно решить за несколько лет, то на изменение сознания людей, их традиций и привычек надо десятки лет, а возможно, и смены нескольких поколений.
Ведь не секрет, что наши граждане не очень сильно утруждают себя заботой о чистоте мест, где проживают и осуществляют свою хозяйственную деятельность.
Александр Несмеянов,
главный специалист администрации
Мотыгинского района