Не повторять ошибок, или Почему сильные должны помогать слабым
В предыдущем номере мы начали рассказ о том, как на одном из совещаний глава района В.А. Функ инициировал вопрос о подготовке к лесным пожарам. Почему эта тема актуальна сегодня? Наверное, потому, что, как выяснилось в ходе разговора о борьбе с огнем в прошлом году, к таким масштабам пожаров не была готова ни одна из сторон ни морально, ни технически.
Кроме этого, претензий друг к другу накопилось предостаточно, поэтому встреча была очень эмоциональной, и эмоции эти, надо сказать, не были положительными. Одни говорили о несвоевременности предоставления оперативной информации, другие о неповоротливости структур, призванных заниматься тушением пожаров, третьи – о задолженности за оказанную помощь, четвертые упрекнули жителей района в том, что не умеют обращаться с огнем в лесу и игнорируют ситуацию, если кто-то где-то обнаружил возгорание.
Но претензии претензиями, а полномочия комиссии по ЧС, по сути, не имеют пределов. И вот именно об этом и пришлось главам поселков, представителям лесозаготовительных предприятий, предприятий-недропользователей, руководству Мотыгинского лесничества и Лесопожарного центра напомнить главе района.
Конечно, можно оплакивать сгоревший лес, а вместе с ним и упущенную выгоду; можно подсчитывать потраченные ГСМ, говорить о степени износа техники, занятой на пожаре; говорить о потерях на производстве из-за того, что работников мобилизовали на пожар. Но не нужно также забывать и о том, что огонь из леса может прийти в поселок, и в этом случае речь пойдет о безопасности многих жизней.
А разве в критической ситуации не должен сильный помогать слабому, где в нашем случае сильная сторона – это предприятия, зарабатывающие деньги на территории района, а слабая – это простые жители поселений?
Наверное, именно поэтому В.А. Функ и заявил: «Если пожар будет подходить к любому из поселков, мы производство на любом из предприятий остановим, и всю технику снимем, будем окапывать поселок. Производство производством, а лесные пожары все равно тушить будем, потому что главная ценность – это человеческая жизнь».
Но вернемся к встрече и поискам оптимальных вариантов взаимодействия, к которым стремились ее участники.
П.Г. Груздев, руководитель Мотыгинского лесничества, затронул тему сокрытия информации о возгораниях жителями наших поселков:
- В Лесопожарном центре существует диспетчерская служба, поэтому у меня просьба к главам поселков: проведите с жителями разъяснительную работу. В прошлом году была очень сильная задымленность, самолеты не патрулировали около месяца. Если жители заметили возгорание – пусть сообщат об этом, а не остаются в стороне. Все-таки рядом их поселок, они живут там.
К обсуждению темы подключился Н.А. Тварадзе, глава Машуковского сельского Совета, который попросил «не говорить красивых слов, а заниматься делом». В частности, речь пошла о заказнике «Машуковском»:
- Когда горит тайга, горят поля, мы подключаем пожарную часть, собираем людей и тушим пожар. Инспектора по особо охраняемой природной территории, егеря заказника и представителей лесничества почему-то с нами нет.
Сегодня в заказнике нет хозяина (территория не в аренде – авт.), дирекция по ООПТ – в Красноярске, как быть, когда на этой территории пожар? Ведь рядом поселок.
Глава района В.А. Функ предложил вопрос о заказниках вынести отдельно на комиссию по ГО и ЧС, связаться с краевыми структурами, занимающимися ООПТ, отработать механизм действий на случай пожаров.
Но на этом эмоции не закончились, далее слово взял Г.Г. Турунов, представитель группы компаний ГОК-НОК (Новоангарск):
- ГОК на промышленной территории предприятия арендует пять лесных участков, два из которых заявлены в проекте освоения лесов. В 2012 году ни одного лесного пожара на нашей арендованной территории не было.
Мы принимали участие в тушении пожаров в Кулаковском и Первомайском лесничествах. Сегодня НОКу за это участие должны 489 тыс. руб. Документы, которые мы предоставили к оплате, вернули, и отказ в оплате сначала мотивировали тем, что у Лесопожарного центра изменилось название. Затем, когда бумаги переделали и указали новое название, выяснилось, что мы неправильно оформили путевые листы. Оказывается, у Лесопожарного центра свои путевые листы, разработанные специально, а те, которые мы используем у себя на предприятии, они не принимают и принимать не будут.
В конечном итоге нам заявили: почему НОК выставляет счета, если во всех решениях комиссии по ЧС фигурирует ГОК? А ведь ситуация такова, что сегодня у ГОКа транспорта нет, весь транспорт он арендует у НОКа.
На это П.Г. Груздев ответил, что в проекте освоения лесов техника значится за ГОКом, и она должна быть закреплена именного за ним, а не за НОКом. То, что в реальности картина другая – это внутренние проблемы предприятия.
Г.Г. Турунов сказал, что если возникнет необходимость тушить лесной пожар на арендованных участках, которые входят в промышленную зону группы компаний, техника будет снята и с ГОКа, и с НОКа.
- В других случаях мы горную технику с карьера снимать не можем, ни бульдозеры, ни экскаваторы. Будет нужно, мы ее снимем, но если речь идет о тушении пожара на нашей промышленной территории, - заявил Г.Г. Турунов. - И еще, что касается плана оперативного тушения пожаров, принятого в районе: нам бы хоть его ксерокопию показали. В прошлом году мы, например, не знали, входят ли ГОК и НОК в этот план со своими людьми и техникой.
Итоги обсуждения темы подвел В.А. Функ:
- Из всего сказанного здесь я делаю вывод, что все мы работаем плохо. Первое: предприятия четко должны понимать, что они хозяева на той территории, которую взяли в аренду. Поэтому, будьте добры, обеспечьте себя необходимыми средствами на случай пожара, и если он возникнет – потушите его. Второе: нравится вам или нет, но в случае чрезвычайной ситуации силы и средства любого предприятия могут быть использованы комиссией по ЧС, согласно плану оперативного тушения пожаров, принятому в районе. И третье: договорные отношения, финансовые обязательства по ним должны быть выполнены в срок, оформлены правильно, поэтому документы, сроки, действия согласовывайте заранее.
На этом и закончили, поставив перед собой цель - до конца апреля довести степень готовности к лесным пожарам всех предприятий и учреждений до 100 процентов.
В.А. Функ, глава района:
- Если пожар будет подходить к любому из поселков, мы производство на любом из предприятий остановим, и всю технику снимем, будем окапывать поселок. Производство производством, а лесные пожары все равно тушить будем, потому что главная ценность – это человеческая жизнь.
Борис Шакуров