Чтобы не запутаться в сетях
Идите по «дорожной карте»
Вопрос технологического присоединения к энергосетям – один из самых острых во взаимоотношениях энергетиков и их клиентов. К слову, по доступности этой процедуры для потребителей в мировом инвестиционном рейтинге Россия находится на 184-м месте. Правительство озаботилось проблемой: создана специальная рабочая группа, реализуется «дорожная карта» с перечнем необходимых мероприятий. Основная цель крайне амбициозна: к 2018 году максимально упростить процедуры и подняться в списке на 20-е место.
В сегодняшнем выпуске «Энерголикбеза» мы расскажем о том, куда идти и что делать, чтобы получить в свое распоряжение заветные киловатты.
Кому это нужно
Необходимость подачи заявки на технологическое присоединение возникает в случае:
– первичного подключения объекта недвижимости к электрическим сетям,
– увеличения мощности,
– изменения вида производственной деятельности.
Сразу нужно сказать, что если вы владелец квартиры, то вам никаких действий предпринимать не нужно. Все вопросы с присоединением многоквартирного дома должен решить застройщик до момента его ввода в эксплуатацию. Но если вы планируете построить собственный дом, открыть предприятие, магазин или увеличить уже имеющуюся мощность, то одно из первых мест, куда необходимо будет отправиться, – офис электросетевой компании.
Как мы рассказывали в первом выпуске «Энерголикбеза», крупнейшими электросетевыми компаниями в крае являются филиал МРСК Сибири – «Красноярскэнерго» и филиал ФСК ЕЭС – МЭС Сибири. Последние принимают заявки на техприсоединение от крупных промышленных предприятий, которые получают электроэнергию по сетям 220 кВ и выше. «Красноярскэнерго», а также другие распределительные сетевые компании региона принимают заявки на подключение от потребителей, которые присоединяются к электросетям 110 кВ и ниже, то есть от подавляющего большинства потенциальных клиентов.
Куда нести документы
Процедура на первый взгляд достаточно проста. Для физических лиц, подключающих, к примеру, дом, или представителей малого бизнеса, открывающих небольшое предприятие или магазин, чья максимальная мощность не будет превышать 15 кВт, она выглядит следующим образом. Собирается пакет документов:
- подтверждение права собственности на объект или земельный участок,
- удостоверение личности,
- план расположения энергопринимающих устройств,
- заявка на присоединение.
Все это подается в электросетевую компанию. При этом под энергопринимающим устройством понимается комплекс оборудования, который будет у вас работать на прием электроэнергии и последующее распределение по объекту. А в заявке, в свою очередь, указываются паспортные данные заявителя, наименование, нахождение, сроки проектирования и ввода в эксплуатацию принимающих устройств и запрашиваемая максимальная мощность.
Установленные сроки
После получения заявки компания обязана в течение 30 дней подготовить технические условия и договор и направить вам для подписания. Получив эти документы, вы должны в течение 30 дней рассмотреть и подписать бумаги. Когда все формальности выполнены, электросетевая организация обязана сделать необходимые технические работы. Законодательство отводит на это еще 30 дней, но при условии, что для вашего подключения не нужно строить новую линию, подстанцию, модернизировать оборудование. Затем получаются и подписываются акты, потребитель заключает договор энергоснабжения со сбытовой организацией и получает свои киловатты. Стоимость всего «удовольствия» - 550 рублей.
Порядок процедуры для потребителей с большей присоединяемой мощностью примерно такой же, однако существенно отличается комплект документов, сроки выполнения работ и, главное, цена. Она уже не фиксированная, а рассчитывается исходя из стоимости каждого вида работ (например, строительства линии электропередачи) по специальной формуле. И то и другое ежегодно утверждает региональный орган тарифного регулирования. Важно помнить, что все работы электросетевая организация выполняет только до границы вашего участка.
Если возникают проблемы
Несмотря на кажущуюся простоту, на практике, к сожалению, потребителям зачастую приходится сталкиваться с волокитой – затягиванием сроков. Для этого есть как субъективные, так и объективные причины – например, банальное отсутствие свободных мощностей в данном районе. Встречается и откровенное вымогательство, когда за очень круглую сумму вам обещают сделать все быстро, несмотря на разные технические проблемы. В этом случае не идите на поводу у мошенников, а смело звоните по телефону доверия (они находятся на сайте каждой электросетевой компании, все обращения внимательно рассматриваются службами безопасности). Если не помогло и это, обращайтесь в правоохранительные органы. Вопросы доступа к электросетям сейчас находятся на особом контроле в органах власти любого уровня, и вашему заявлению, безусловно, дадут ход.
В настоящее время в тестовом режиме начал действовать федеральный портал по технологическим присоединениям http://портал-тп.рф/. Здесь размещена полная информация о состоянии всех центров питания в стране, уровне их загрузки, количестве и мощности поданных заявок, этапах и сроках подключения к сетям. Там же обеспечен доступ ко всем действующим нормативно-правовым актам, регулирующим порядок технологического присоединения.
В режиме онлайн
В Красноярском крае вся информация относительно присоединения к сетям размещена на сайтах «Красноярскэнерго» и МРСК Сибири в разделе «Клиентам». Здесь описан порядок подключения, приведены нормативные документы, указано состояние всех центров питания, уровень их загрузки. Также в разделе можно найти формы заявок и информацию о действующих тарифах на данную услугу. Подать заявку на подключение можно в Центре обслуживания клиентов филиала «Красноярскэнерго» или в РЭС компании, на территории которого находится объект присоединения.
Кроме того, с недавнего времени подать заявку на технологическое присоединение можно в режиме онлайн – услуга предоставляется на сайте МРСК Сибири. Для этого необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете» и заполнить обязательные поля. В течение шести дней должен поступить ответ эксперта, в котором в случае необходимости будут рекомендации по устранению замечаний. После доработки заявки можно будет обращаться в Центр обслуживания клиентов для заключения договора.
Иван Константинов