И это всё о нём
Тема эта будет актуальной до тех пор, пока государство её само не закроет. Писать и говорить о малом бизнесе надо постоянно, потому как кто-нибудь обязательно решиться на героический поступок, что естественно будет на пользу всем нам. Ну, а если малым бизнесом занимается молодёжь, польза от этого вдвойне будет.
На малых и средних предприятиях (МСП) в России трудится каждый четвертый работающий житель страны. Более 10 процентов таких фирм закрываются, просуществовав менее трех лет. В этих условиях банки закономерно предпочитают не кредитовать малый и средний бизнес, опасаясь невозврата средств. По словам экспертов, только реальная помощь государства способна исправить ситуацию, однако, пока она существует лишь на бумаге.
Малый и средний бизнес в России представлен четыремя категориями - индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, а также малыми и средними предприятиями. Первых в России большинство - около 2,4 миллиона, микропредприятий - более 1,8 миллиона, малых - 235,5 тысячи, средних - около 13 тысяч.
Существует два критерия, позволяющие отнести предприятия к малым или средним: это число занятых работников и его оборот. Малым считается предприятие, на котором трудятся от 15 до 100 человек (меньше 15 – это уже микропредприяие), а его годовой оборот не превышает 400 миллионов рублей. К средним относятся те, на которых не более 250 сотрудников, а оборот до 1 миллиарда рублей.
Главным видом деятельности МСП в России является торговля. Наибольший суммарный оборот по итогам 2014 года был зарегистрирован Росстатом у малых и микропредприятий - 26,4 триллиона рублей (около 383 миллиардов евро в пересчете). Общий оборот средних предприятий - 4,5 триллиона (более 65 миллиардов евро).
«Вклад МСП в экономику России существенно ниже, чем в большинстве развивающихся и развитых стран», - отмечается в подготовленном к Госсовету докладе «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства». Так, его доля в ВВП находится на уровне 20-21 процента, в то время как в некоторых странах Европы этот показатель достигает 80 процентов. Кроме того, на долю МСП приходится всего 6 процентов от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.
Государство декларирует необходимость развивать малый и средний бизнес, однако, как отмечают сами чиновники, зачастую принимаемые меры идут в разрез c интересами предпринимателей. В качестве примеров таких мер в докладе приводятся «увеличение страховых платежей, введение торгового сбора, предъявление новых требовании по проведению специальной оценки условий труда».
С избыточным контролем неразрывно связана и проблема доступа к финансам. В октябре глава ВТБ Андрей Костин заявил: «Мы говорим: банки больше должны кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране в силу каких-то причин, если нет поля деятельности для него, то какой смысл больше кредитовать? Это будут только невозвратные долги».
Сегодня существует проблема — это кризис доверия между властью, бизнесом и гражданским обществом. Ни одна из этих сил не может решить проблемы в экономике в одиночку, и уж тем более в состоянии борьбы друг с другом. Словом, в период кризиса, особенно в российских условиях, ключевое значение для бизнеса имеют взаимоотношения с властью.
Подход к вопросам малого бизнеса иногда можно назвать парадоксальным. Например, президент в прошлом году, обращаясь к Федеральному собранию и нации, говорил, что в течение трех лет необходим мораторий на изменение налоговой базы и вообще законодательства в отношении малого и среднего бизнеса. А накануне ему дали на подпись пакет законопроектов, которые серьезно поменяли ситуацию с налогообложением. В частности, был введен торговый сбор, приведший к колоссальному повышению фискальной нагрузки.
Предприниматель, гендиректор компании URVISTA Алексей Петропольский отмечает, что без господдержки не обойтись: «Только субсидирование процентной ставки стимулировало бы банки кредитовать малый и средний бизнес. Тогда даже на условиях высоких процентов и при тщательном отборе банками проектов, кредиты стали бы более доступными».
На деле все не так просто. В России действует программа поддержки льготного кредитования и госгарантий для МСП. «Внешэкономбанк» через свою «дочку» «МСП Банк» предоставляет средства банкам, которые сами отбирают проекты для кредитования. Однако по данным Счетной палаты, доля «МСП Банк» на рынке кредитования малых и средних предприятий - всего 1,5 процента.
Как видим, в стране не совсем стабильная и благоприятная обстановка для ведения малого бизнеса, потому так немного сейчас открывается новых индивидуальных и малых предприятий.
В нашем районе ситуацию по вновь открывшимся предпринимателям комментирует начальник отдела службы занятости населения Наталья Владимировна Лузгина:
- В районе с 2010 года открылось 29 предприятий предпринимателей из числа безработных граждан. Наша помощь составляет 76440 рублей. Понятно, что на такие деньги серьёзное дело не открыть. В основном, средства идут на открытие следующих услуг: предоставление юридической помощи, открытие салона красоты и парикмахерских, оздоровительно-физкультурных комплексов, ремонт автомобилей.
В 2015 году к нам обратилось трое безработных граждан за помощью по созданию предприятия по оказанию услуг по ремонту автомобилей, по ремонту бытовых изделий различного пользования и был открыт магазин детских товаров. В данный момент люди приступили к предпринимательской деятельности, мы всех проверили и можем сказать, что потраченные средства использованы в соответствии утверждёнными бизнес-планами.
Через год будет ещё одна проверка, а затем мы ждем выписку о том, что предприниматели платят налоги и работают. Затем эти предприниматели могут обратиться за помощью в администрацию района, там финансовая помощь будет существенно выше.
Нам же остаётся только верить, что малый бизнес будет жить, работать и развиваться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Александр ШАХВОРОСТОВ