Опасности, которые подстерегают наших детей во всемирной паутине
Интернет в России стремительно молодеет: активными пользователями сети становятся дети младшего школьного возраста. Интернет - это масса возможностей, и наши дети не отстают от взрослых в желании их осваивать. Но в этой ситуации важно понимать, что за такое короткое время культура эффективного и безопасного пользования интернетом еще не могла сложиться.
Возникает вопрос, что же дети там делают?
Во-первых, смотрят мультики, во-вторых, играют. В большинстве семей развивается, как правило, один и тот же сценарий: сначала родители покупают планшеты с благими намерениями, чтобы обучать и развивать ребенка. И это правильно: сегодня существует масса замечательных развивающих программ, чья эффективность в обучении уже доказана. Но очень быстро планшет начинает выполнять только развлекающую функцию, а затем и вовсе превращается в цифровую няню. То есть, родители обращаются к нему всякий раз, когда нужно, чтобы ребенок не мешал им заниматься своими делами. При этом ребенок получает в руки планшет или телефон, а взрослые лишь иногда в него заглядывают. Каждый седьмой ребенок-дошкольник видит в интернете вещи, которые его пугают и ужасают. Таким образом родители сами привносят в жизнь ребенка совершенно ненужные и травмирующие знания.
Для многих родителей самая острая тема - социальные сети.
Для взрослых интернет в первую очередь - источник информации, во вторую - общения, да и то в основном для тех, у кого дефицит общения в реальной жизни. А вот для детей общение в сетях стоит на первом месте просто в силу психологического развития личности, в этом возрасте именно оно главное, что интересует ребенка. Именно через общение формируется его идентичность. Социальные сети в этом плане предоставляют совершенно неисчерпаемый источник возможностей.
В оправдание этого можно сказать только одно - рано или поздно ребенок заведет аккаунт, и лучше, если родители будут стоять у истоков и находиться в статусе «друзей» с самого начала. Практика показывает: если в «друзьях» есть родители, сама лента ребенка оказывается чище и лучше. Но если вы захотите постучаться в аккаунт своего ребенка в старших классах, может быть уже поздно - он просто не пустит вас.
Каждый второй юный пользователь интернета имеет более 100 друзей, которых он, в принципе, неплохо знает и с которыми как-то взаимодействует. Явление в целом положительное, потому что расширяет социальные контакты и связи человека. Развивается то, что мы называет социальным капиталом ребенка, а это очень серьезная вещь. Однако мы пока не можем сказать, к чему приведет такая преждевременная социальная активность. Все-таки личность должна развиваться поступательно.
Но нельзя закрывать глаза на то, что современные дети все больше и больше времени проводят в интернете. Они отчаянно и бесстрашно встречаются с незнакомцами из социальных сетей. «Незнакомый друг»- это очень большой риск, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Они назначают свидания, ходят по указанным адресам и так далее. Возможно, за дверью их ждет друг на всю жизнь, но с тем же успехом там может оказаться и психически нездоровый человек или преступник. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно также, как ценят приватность своего личного пространства дома.
Возникают вопросы: как регулировать количество времени, которое ребенок проводит в интернете? Нужно ли подключать мобильный интернет?
Мобильный интернет наиболее бесконтрольный, дети могут находиться в сети до бесконечности. Сейчас много говорят об интернет-зависимости, даже выделяют зависимость от социальных сетей как вид этой зависимости. Но зависимость - это серьезный диагноз. Возможно, речь идет о новом образе жизни. В то же время и социальные сети, и, конечно, видеоигры с использованием интернета могут сформировать патологические привязанности ребенка. Поэтому стоит максимально оттягивать приобщение к ним детей и очень внимательно контролировать, сколько вообще ребенок проводит времени в интернете.
В целом же интернет дает колоссальные возможности, это потрясающий инструмент, и мы не должны лишать ребенка шанса им пользоваться, с тем условием, что он знает, как это делать. При этом помните, что риски столкновения с чем-то опасным растут пропорционально времени нахождения ребенка в интернете. Поэтому нужно объяснить ему важнейшие вещи, связанные с персональными данными: как только человек создает свою страничку в интернете, его жизнь сильно меняется с точки зрения безопасности. Наши дети не всегда это понимают. При первом его погружении в сеть стоит объяснить, что интернет собирает все наши цифровые следы и при желании в нем можно найти все, что он там будет делать. А с другой стороны, ему следует объяснить, что и он сам может оказаться в неприятной ситуации, распространяя о себе лишнюю информацию. По нашим данным, каждый второй ребенок в российском интернете оказывается в группе риска, и связано это с ненадлежащим использованием персональных данных.
Например, ребенок может передать незнакомцам свои персональные данные, поделиться номером кредитки мамы, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и так далее. Нужна очень серьезная кооперация всей семьи, чтобы уяснить: все, что мы выкладываем в интернет, становится достоянием огромного круга людей, которые далеко не всегда дружелюбно настроены.
Следует отметить еще одну опасность, возникшую в социальных сетях с прошлого года, это массовое возникновение сообществ и групп именуемых пользователями как «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много. Если раньше заботливые мама и папа переживали только о том, что их чадо может подраться на улице, то сейчас к списку опасностей добавилось вступление в «Группы смерти». Это сообщества, подстрекающие подростков к самоубийству через игру.
Если вы думаете, что такие игры рассчитаны только на подростков - завсегдатаев социальных сетей, то глубоко ошибаетесь. Это ведь увлекает и щекочет нервы близостью опасности. Которую, кстати часто и не воспринимают всерьез. Слишком много экранных, нарисованных смертей дети видели в играх и по телевизору. Многие подростки искренне думают, что после гибели последует перезагрузка и можно будет снова появится на поле жизни.
Когда ребенок наталкивается в социальных сетях на такую картинку или ссылку, то чисто из любопытства кликает на «игровой» хештег (ссылку) и попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Куратор заманивает ребенка вступить в игру. Он-то и дает задания, вроде бы проверить, готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет, из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологический портрет «игрока». Обычно просят прислать еще координаты места, где находится подросток. Дети заявляют, что готовы принять в ней участие, а куратор присылает различные задания - проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита - как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. При этом ведет с ним депрессивные разговоры. И как подействуют такие разговоры на подростков - не ясно. И конец игры заключается в совершении суицида.
Напомним, недавно СК в Красноярске возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «Группы смерти» в социальной сети. Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. Школьница действительно вступила в «игру» и выполнила задания. Юля не просто выполняла здания, но и общалась с неизвестным другом по скайпу, не видя его. Тот склонял подростка к совершению суицида на протяжении всего времени нахождения девочки в игре. Спустя некоторое время Ч. стали писать неизвестные люди и отговаривали ее от совершения самоубийства, и тогда Ч передумала проходить игру до конца и удалила ее. После этого неизвестный друг, с которым общалась Ч., пользуясь имеющейся у него информацией о подростке и зная ребенка в лицо, стал звонить на телефон и под угрозами жизни и здоровья близких (придём к тебе домой и тебе хуже будет, убьём твоих родных, и так далее), склонял проходить игру до конца и совершить самоубийство. И Ч. продолжила игру. Причем, заметим, что ребенок сам передал «незнакомцу» сведения о себе и своей семье!
Когда взрослые стали изучать социальную сеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще около 30 учеников этого же учебного заведения. Семья несовершеннолетней характеризуется как благополучная, но мать досуг дочери не контролировала, кругом общения не интересовалась, переписку в социальных сетях не проверяла. Увидев порезы на руках дочери, к каким либо специалистам за помощью не обращалась. О том, что Ч. готовится покончить жизнь самоубийством, матери стало известно от представителей школы, где обучается Ч. Таким образом, одноклассники, учитель и директор школы спасли жизнь девочки.
Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Поэтому в группе риска дети, которых не обучили или не создали достаточно условий для самореализации, творчества, озорства. Профилактикой будет знакомство подростка с местами и способами раскрытия своего потенциала.
Как нам уберечь своих детей от опасностей всемирной паутины?
Выявлять провокаторов в соцсетях, подталкивающих детей на попытки суицидов. Да и статья Уголовного кодекса у нас по этому поводу есть. Но спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя общением, вниманием, пониманием. Резкая смена настроения, круга общения, имиджа уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером - это повод серьезно тревожиться. Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в сети.
Зинаида КУЛЕШОВА,
старший инспектор ПДН О МВД России
по Мотыгинскому району,
майор полиции