В. А. Функ, глава района: "Не останавливаться на достигнутом"
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом района представляю ежегодный отчет о результатах своей деятельности как главы района за 2011 год.
Подотчетность и подконтрольность районному Совету и населению района не воспринимаю всего лишь как требование федерального законодательства и Устава района, нацеленных на повышение ответственности должностных лиц на местах. Для меня это, прежде всего, долг перед моими коллегами-депутатами, доверившими мне быть высшим должностным лицом района и руководителем представительного органа. Задачи у нас стоят общие, цели одни, полномочия немалые, поэтому положительных результатов в деятельности муниципальной власти можно достигнуть лишь при условии совместной, слаженной, честной и открытой работы.
О правах и обязанностях
Как глава района, основным направлением своей деятельности считаю создание в районе стабильной экономической и социально-политической обстановки, основанной на эффективном взаимодействии представительного и исполнительного органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности, общественными организациями и населением района.
В соответствии со ст. 37 Устава Мотыгинского района мои обязанности кратки: я как глава района представляю район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписываю и обнародую решения районного Совета депутатов; издаю постановления и распоряжения; исполняю полномочия председателя районного Совета депутатов; заключаю контракт с Главой администрации района; обеспечиваю осуществление органами местного самоуправления полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Районный Совет депутатов решает вопросы, входящие в его компетенцию, на заседаниях Совета и его постоянных комиссий. В 2011 году созвано и проведено семь заседаний представительного органа, в том числе три внеочередных, на которых принято 65 решений. Напомню главные: мы утвердили Положение о гербе и Положение о флаге Мотыгинского района, внесли изменения в Регламент районного Совета, изменения и дополнения в Устав района, в Положения о постоянных депутатских комиссиях районного Совета, о награждении Почетной грамотой, изменили перечень должностей муниципальной службы, обратились к Законодательному Собранию края с предложением законодательной инициативы «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера…» и другие.
Кроме этого, как глава района в 2011 году издал 155 постановлений и распоряжений, в основном, по вопросам организации деятельности Совета, а также финансово-хозяйственным, организационным и кадровым вопросам аппарата Совета.
В сроки, предусмотренные Бюджетным кодексом и нашим положением о бюджетном процессе, Совет в 2011 году утвердил отчет об исполнении бюджета района за 2010 год, рассмотрел итоги исполнения бюджета за каждый квартал года, утвердил бюджет района на 2011 год. В течение года мы вносили изменения в бюджет в связи с поступлением сверхплановых доходов.
Бюджет муниципального района за 2011 год по собственным доходам исполнен на 126,8%, он сохранил свою социальную направленность. Несмотря на такие показатели, считаю, что были допущены просчеты в планировании, качество исполнения бюджета по ряду параметров оставляет желать лучшего. В 2011 году серьезные претензии в этом плане можно было предъявить практически ко всем получателям бюджетных средств, в первую очередь к своевременности и объективности конкурсных процедур на поставку товаров и услуг.
Об ответственности
Настораживает тот факт, что при отсутствии какого-либо финансового контроля на территории района, главы поселений не готовы отчитываться за освоение дополнительно полученных средств. Я имею в виду субсидии на проведение капительного ремонта многоквартирных домов, муниципальных жилых помещений и объектов социальной сферы. Направление средств бюджета на ремонт жилья было организовано по настоянию депутатского корпуса. Но за исключением Первомайска, Машуковки, Кулаково, Раздолинска, ни депутаты поселений, ни главы не сочли нужным отчитаться о проделанной работе, и это, со слов главы администрации района, послужило причиной прекращения ремонта жилого фонда в районе в 2012 году, несмотря на то, что часть депутатского корпуса продолжает настаивать на продолжении этой работы.
Нужны серьезные подходы, глубокая аналитика, привлечение в район бюджетных средств всех уровней через краевые и федеральные программы. Эти вопросы не раз ставились на сессиях, на публичных слушаниях, но, к сожалению, заметных подвижек здесь пока не наблюдается.
В отчетном году также неоднократно поднимали вопрос о собираемости налогов. Многие депутаты отмечали, что в бюджет района не поступают в реально возможных суммах доходы от использования имущества района, и, самое главное, земельных участков. Основными причинами называли отсутствие в районе достоверной налогооблагаемой базы и должного взаимодействия между налоговой инспекцией и главами поселений в вопросах учета земли и собираемости налогов.
Думаю, вы со мной согласитесь: нам всем нужны новые, более продуманные и настойчивые действия в решении задач укрепления и развития социальной сферы и экономики района в целом. Как бы ни было обидно, но это факт - наш район в краевых целевых программах фигурирует не часто.
Все проекты решений по вопросам бюджета предварительно рассматривались бюджетной комиссией, по ним были подготовлены заключения контрольного органа. По проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета были проведены публичные слушания.
Гласно и доступно
Впервые в 2011 году, учитывая опыт Законодательного Собрания края, во исполнение задач на перспективу, высказанных мною в ежегодном отчете перед депутатами райсовета за 2010 год, мы провели во всех поселениях района общественные обсуждения бюджета на 2012 год. Благодарю всех, кто принял участие в поездках, кто представлял бюджет и отвечал на многочисленные вопросы наших жителей: начальника ФЭУ Т.Н. Пономареву, руководителя КСЗН Н.Ю. Полежаеву, начальника РУО С.С. Лысенко, зам. начальника РУО, депутата райсовета А.А. Терновика, главного врача ЦРБ, депутата райсовета А.В. Кудрявцева, зам. главного врача Л.А.Шишкину и всех депутатов, принявших участие во встречах с населением. Надеюсь, что все пожелания, высказанные нашими жителями, могли найти свое отражение в бюджете 2012 года или в Программе социально-экономического развития района.
Вопросы исполнения бюджета в течение года периодически освещались в средствах информации: в районной газете «Ангарский рабочий» и в сети Интернет на официальном сайте администрации района.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, районные целевые программы теперь принимаются администрацией района, а к компетенции Совета отнесено принятие программ социально-экономического развития района.
Совет не принял стратегию социально-экономического развития района до 2020 года, разработанную и внесенную администрацией района сначала на публичные слушания, затем на декабрьскую сессию 2011 года. Основной упор в стратегии необходимо сделать на постепенный, но уверенный переход района к экономике, открытой для инноваций. «Нам нужна крепкая гражданская коалиция вокруг планов развития края и его территорий. Каждый должен быть готов взять на себя свою долю ответственности за решение проблем. Нужно наладить диалог общества и власти. Необходимо дать возможность гражданам высказаться по актуальным вопросам. Власть должна быть не только прозрачной, но и открытой для контроля» - трудно не согласиться со словами Губернатора края Л.В. Кузнецова из его ежегодного отчета за 2011 год перед Законодательным Собранием края.
Чтобы задачи стратегии были понятнее, краткосрочную перспективу необходимо прогнозировать в программе социально-экономического развития района на 2011-2020 годы, которую Совет планировал принимать на июньском заседании (отложено по просьбе главы администрации района для устранения замечаний, высказанных депутатами райсовета, с декабрьской сессии 2011 года). И, конечно же, разработка программы требовала как раз той открытости и учета мнения населения, руководителей промышленных предприятий, глав всех поселений, депутатов всех уровней, о которой говорил губернатор края.
От перспектив к текущим делам
Как глава района, своей основной задачей считаю не только определение перспектив развития района, но и конкретное решение вопросов, способствующих этому развитию. Реализация инвестиционных проектов – это основная составляющая дальнейшего инновационного развития района. Поэтому их проработка, встречи с инвесторами, целый ряд других организационных вопросов требуют значительных усилий и времени, частых поездок в Правительство края, чем я и занимался в 2011 году и продолжаю заниматься в настоящее время.
Считаю, что активное привлечение инвестиций в экономику района стало возможным благодаря правильно выбранному курсу муниципальной политики, проводимой органами местного самоуправления района, а также согласованности действий хозяйствующих субъектов, представительной и исполнительной власти района, поселений при поддержке Правительства и Законодательного Собрания края.
Так, в мае 2011 г. я поднял вопрос о неоправданно высокой стоимости каменного угля Кокуйского месторождения, добываемого ЗАО ЗДК «Полюс». После всех поездок-командировок проведены встречи с Главой администрации района, так как результатом всех совещаний являются исполнение достигнутых договоренностей и протоколов проведенных встреч руководителем исполнительной власти района.
Кроме этого, можно выделить и другую работу, например, 7 декабря после встречи с Губернатором решился вопрос об организации сотовой связи в п. Южно-Енисейске в 4-ом квартале 2012 г. (пожелание населения, высказанное на встречах). Вопросы нашего района обсуждались в декабре в Красноярске на рабочем заседании по разработке концепции инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья. Второй этап», в сентябре – в Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов на общественном обсуждении проекта нормативов допустимого воздействия по бассейну района от створа гидроузла Братского водохранилища.
Каждодневную работу главы района в отчете не отразить, поэтому обозначу несколько главных направлений и важных мероприятий.
Ежемесячное проведение совета глав района.
Контроль деятельности администрации и глав поселений по подготовке к работе в зимних условиях.
Участие в работе Ассоциации глав северных территорий края, где вырабатываются совместные действия по нашим районам.
Выездное заседание совета глав района в Новоангарске с представителями комиссии по промышленности.
Совещания «Об обеспечении жильем детей-сирот», «Об оздоровлении муниципальных финансов и готовности рассмотреть все предложения по наведению исполнительской дисциплины главами поселений».
Обращение в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса «О пересмотре законодательной нормы заготовки древесины для строительства жилых домов и хозпостроек до 1000 кубометров».
Совещания при главе района «О работе постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам», «О работе постоянной депутатской комиссии по бюджету, финансам и муниципальной собственности».
Контроль: «О работе в зимних условиях 2011-2012 гг.», «Об оказании неотложной медицинской помощи на территории Мотыгинского района».
Совещание «О краевых, федеральных целевых программах и грантах и возможности участия в них муниципальных образований района», «О рассмотрении докладной записки главы п. Мотыгино».
Совещание с руководителями филиалов федеральных и краевых структур о взаимодействии в решении вопросов качественного исполнения 131-ФЗ.
Совещание при главе района о состоянии жилья в Мотыгинском районе.
О проводимых мероприятиях по линии ЖКХ в пос. Мотыгино. О подключении восьмиквартирного дома в п. Мотыгино к системе тепло- и водоснабжения. О подключении водозаборных колонок в п. Мотыгино от насосных станций Зырянка и АГРЭ.
О прогнозе социально-экономического развития района на 2011-2012 гг.
О ходе подготовки к отопительному сезону 2011-2012 гг.
О работе паромных переправ на территории Мотыгинского района.
О лесопользовании в Мотыгинском районе. Подведение итогов пожароопасного периода 2011 года.
Об исполнении районных целевых программ в 2011 году.
О ледовых переправах в районе.
Выездное совещание в Красноярске с приглашением гендиректоров промышленных предприятий района «О реализации решения рабочей группы по разработке концепции инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья. Второй этап».
И многие другие вопросы.
Кроме того, было проведено несколько совещаний с прокурором района и начальником ОВД, где обсуждались правовые вопросы и соблюдение законодательства по защите прав и интересов населения района.
ЧС надо предупреждать
Как глава района, я возглавляю комиссию по ГО и ЧС. Считаю нужным подробнее остановиться на этом важном направлении деятельности, поблагодарить за совместную работу всех членов этой комиссии, в первую очередь, Виктора Николаевича Щетинина.
Работа комиссии регламентируется федеральным и краевым законодательством и муниципальными правовыми актами, в том числе для руководства в работе изданы постановления, распоряжения: в области гражданской обороны – 16, защиты населения и территорий от ЧС – 11, пожарной безопасности – 5, безопасности людей на водных объектах – 2. Разработаны алгоритм действий при ЧС, паспорта пожарной безопасности поселений Мотыгинского района, паспорта МЧС Мотыгинского района.
Созданы комиссия по чрезвычайным ситуациям и единая дежурно-диспетчерская служба, антитеррористическая районная группа, антинаркотическая комиссия, комиссия по предупреждению экстремистской деятельности, противоэпизоотическая комиссия Мотыгинского района, приняты алгоритм действий при поступлении информации об угрозе совершения террористического акта и программа противодействия проявлениям политического, этнического и религиозного экстремизма на территории Мотыгинского района. Отработано 296 документов краевого значения.
Проведено семь заседаний КЧС района; согласно решениям были приобретены котел (п. Кулаково), ДЭС (п. Бурный), сварочный аппарат, организован поиск человека (самолет) - всего на сумму 716622. Принято и исполнено семь решений. Выполнено решений КЧС Красноярского края 15, постановлений правительства Красноярского края 12.
В настоящее время реализуется первый этап краевой целевой программы по пожарной безопасности на 2011-2013 гг.
С целью предупреждения и ликвидации ЧС на территории Мотыгинского района создан резерв финансовых (10300 тыс. руб.) и материально-технических средств.
Отдельно не буду останавливаться на работе совета глав района, председателем которого я являюсь, - она подробно освещается на страницах нашей районной газеты, как и вся остальная наша деятельность. Сейчас разработан новый вариант положения о совете глав, где расширены полномочия совета. Мы планируем сделать заседания выездными, чтобы коллеги в сравнении могли увидеть проблемы поселений и пути их решения. Обмен опытом, сравнения всегда идут на пользу. Также планируем посещать членами Совета промышленные предприятия и организации, расположенные на территориях, знакомиться с руководителями, смотреть, в каких условиях работают коллективы.
О контроле
Важным направлением деятельности главы и райсовета является контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Эти полномочия отнесены к исключительному праву и одновременно обязанности представительной ветви власти, поэтому и ответственность за данное направление у Совета внушительная. В этой сфере деятельность Совета была направлена, прежде всего, на контроль соблюдения норм Устава района, принятых нами положений, порядков и иных решений; исполнения районного бюджета, планов и целевых программ; работы органов и должностных лиц местного самоуправления района.
Следует отметить, что здесь существуют проблемы: исполнители не всегда соблюдают сроки не только действий по запросам, но даже ответов на них, а порой и на решения Совета. Не каждая информация отличается конкретностью и аргументированностью. Полагаю, что это, по меньшей мере, некорректно, а в принципе - недопустимо.
В течение 2011 года райсовет в порядке контроля заслушал отчет заместителей главы администрации района по социальной политике и по ГО, ЧС и жизнеобеспечению. Отчеты первого заместителя главы администрации и отчет главы администрации по разным причинам представлены не были. В целях контроля за исполнением бюджета района в 2011 году райсовет планировал заслушать вопрос о принимаемых администрацией района мерах по увеличению доходной части бюджета, а также услышать анализ эффективности исполнения принимаемых и утверждаемых администрацией района целевых программ. К сожалению, администрация проигнорировала требование депутатского корпуса.
Основное место в контроле отводится постоянным комиссиям райсовета, которые взаимодействуют с аппаратом Совета, отделами и управлениями администрации района, получают необходимую консультационную и информационную поддержку при подготовке и рассмотрении отдельных вопросов местного значения.
Решения Совета, постоянных комиссий по наиболее значимым вопросам необходимо ставить на контроль с последующим рассмотрением результатов их реализации. Это позволит повышать ответственность должностных лиц за исполнение своих полномочий, а Совету и мне, как главе района, - осуществлять законодательно закрепленные контрольные функции.
Об обеспечении
Организационное, документальное, информационное, техническое обеспечение деятельности Совета, главы района, постоянных комиссий совета обеспечивает аппарат Совета, в составе которого двое муниципальных служащих. Положение об аппарате Совета утверждено представительным органом района. Аппарат обеспечивает организационную подготовку заседаний Совета, постоянных комиссий, проведения публичных слушаний, осуществляет оперативное взаимодействие с администрацией района, ее отделами и управлениями по совместным вопросам деятельности, организует своевременное прохождение и исполнение документов, поступивших в адрес Совета, главы района, аппарата Совета.
В 2011 году поступило 731 единицы официальной корреспонденции, 48 обращений граждан, которые своевременно рассмотрены, по ним подготовлены и направлены в различные инстанции информации, ответы, справки.
Ведется работа по представлению на правовую экспертизу проектов решений, вносимых на рассмотрение Совета. За 10 дней до сессии все проекты решений аппарат Совета направляет в прокуратуру района, что в значительной степени помогает избежать ошибок и несоответствия правовых актов действующему законодательству. Все замечания и заключения прокуратуры на проекты решений Совета учитываются при принятии решений. Протестов прокуратуры на решения Совета, принятые в 2011 году, не было.
Все нормативно-правовые акты, принятые Советом и главой района, направляются в Правительство края для включения их в единый Регистр муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края, что накладывает особую ответственность за качество их подготовки и соответствие действующему законодательству. Нарушений федерального и краевого законодательства в нормативно-правовых актах представительного органа за 2011 год правовым управлением Правительства края не выявлено.
Взаимодействие
Продуктивное взаимодействие аппаратов Совета и администрации района позволяет обеспечить решение многих организационных и правовых вопросов. При этом хотелось бы, чтобы сложные задачи и проблемы у нас не делились бы на «свои» и «не наши». Деловая, рабочая обстановка, способность вырабатывать согласованные, не исключено, и компромиссные варианты решений, стали бы нормой для обоих коллективов. Надо прямо признать, что в минувшем отчетном году имели место случаи, которые к успешным моментам в нормотворчестве исполнительной и представительной ветвей районной власти, к сожалению, отнести нельзя. Это касается, например, отклоненных проектов решений «О списании бюджетных кредитов», «Об утверждении комплексной программы социально-экономического развития Мотыгинского района на 2011-2020 гг.» и других. Думается, нет необходимости убеждать всех, кто принимает участие в подготовке вопросов на заседание районного Совета, кто разрабатывает проекты решений, кто их визирует и согласовывает, готовит к ним аналитические и другие материалы, насколько должна возрасти ответственность за качество и результаты этой работы.
Убежден: пока не будет у каждого из нас глубокого осознания, что правовые акты принимаются не для проформы, а для практических дел и, если хотите, реальной жизни и дальнейшего развития района, ситуацию мы не исправим. Здесь всем нам есть над чем работать. К этому обязывает высокий статус решений Совета. Ведь именно они являются фундаментом нормативной правовой базы района.
В 2010 году вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Советом района оптимизированы условия для доступа населения к информации о деятельности представительного органа и главы района. В Интернете на официальном портале районного Совета в ближайшее время будут размещены все основные документы, регламентирующие нашу деятельность: Устав, Регламент работы Совета, Положение об аппарате совета, действующие нормативно-правовые акты. Постоянно планируем обновлять сведения о состоявшихся заседаниях совета и его постоянных комиссий.
Положительную роль в плане совершенствования деятельности органов местного самоуправления играет гласность и информированность всех жителей района о деятельности Совета через районную газету «Ангарский рабочий».
В 2011 году продолжалась работа по взаимодействию органов местного самоуправления района и поселений.
У нас много точек соприкосновения в работе. Это передача отдельных полномочий от поселений району, исполнение консолидированного бюджета района, вопросы развития инфраструктуры поселений и многое другое.
Я благодарен главам поселений за взаимопонимание и поддержку в вопросах, требующих совместных усилий главы района и глав поселений, за тот деловой климат, который сложился между Советом района и органами местного самоуправления поселений, и надеюсь на дальнейшую совместную конструктивную работу в целях успешного решения стоящих перед районом задач.
О развитии района
Вся организационная работа Совета и главы района, конечно, направлена на достижение основной задачи – комплексное развитие района и повышение благосостояния его жителей.
Вы, наверное, обратили внимание, что в своем отчете я не назвал показателей развития отраслей района за 2011 год, развития социальной сферы, не озвучил итоги реализации районных целевых программ, состояние распоряжения имущественным комплексом района.
Мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что это – прерогатива исполнительного органа района. У главы района и представительного органа несколько иные функции, хотя вся наша работа направлена именно на развитие района, на решение перспективных вопросов экономики и социальной сферы и, еще раз подчеркиваю, на динамичное, последовательное продвижение района вперед.
И мне сегодня хотелось бы, буквально в нескольких словах, показать в динамике, что мы имели два года назад и что имеем сегодня в результате всей проводимой нами совместной работы, потому что результаты любой работы можно оценивать только в сравнении – что было и что есть, и на основе этого определять ориентиры на будущее.
Объем промышленной продукции в 2009 году был 5573702 млн. руб., в 2011 году –11763893 млн. руб. Рост более чем в 2 раза. Здесь можно было бы обозначить и положительную динамику доходов консолидированного бюджета и бюджета Мотыгинского района.
Депутатам, главам поселений надо владеть этой статистической информацией, разъяснять своим избирателям, что район не стоит на месте, он динамично развивается и будет продолжать развиваться. Мы многое делаем для этого, но мало информируем население о своих делах.
Проблемы можно решить
Если говорить сегодня о недостатках и проблемах, их у нас тоже немало, и они требуют разрешения, и не только на уровне района.
Прежде всего, наболевший вопрос - недостаток средств на реализацию закрепленных за районом полномочий. Таких полномочий у нас согласно 131-ФЗ более 30, но при формировании бюджета района Министерством финансов края финансирование не всех из них закладывается в базу бюджета района, хотя среди этих полномочий - значимые вопросы местного значения. Мы, конечно, направляем средства местного бюджета на эти полномочия, но этого явно не достаточно. Необходимо четкое бюджетное планирование - именно наличие больших финансовых резервов к концу года явилось одной из причин, по которым край уменьшил объем средств, выделяемых району. На сегодня район является дотационным. Однако значительные накопления в конце отчетного года констатируют необходимость более детального подхода к формированию бюджета.
Остро стоит вопрос управленческих кадров, кадров медицинских работников, работников образования. Имеются в виду молодые кадры, кто придет нам на смену. Проблемным вопросом для района на сегодняшний день является недостаток мест в детских дошкольных учреждениях. Идет реконструкция детского сада «Колобок» в Раздолинске, открыта дополнительная группа в детском саду Новоангарска, но детскими садами мы будем заниматься и в 2012 году. Мы уже сегодня из доходов направляем миллионы рублей на ремонт детских дошкольных учреждений.
Работа впереди предстоит большая и ответственная.
В конце 2011 года прошли выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Выборная кампания всегда является показательной в оценке деятельности властных структур и состояния социально-экономической базы на местах. Поэтому, думаю, никого не требуется убеждать, насколько серьезна и ответственна работа по подготовке к выборам. Результаты выборов любого уровня показывают отношение избирателей, в первую очередь, к власти местного уровня.
Отчитываясь сегодня о результатах своей деятельности как главы района, а также о деятельности районного Совета депутатов за 2011 год, я не стремился с точностью до одного шага, до каждого документа охарактеризовать нашу многогранную работу. Наши основные задачи – это обеспечение роста благосостояния населения, эффективное использование бюджетного потенциала, усиление наших контрольных функций.
Мотыгинский районный Совет депутатов - орган муниципальной власти, призванный защищать интересы жителей района и в этих целях принимать конструктивные решения. Полагаю, что в нашей работе здесь должна быть золотая середина между собственно нормотворческим процессом, который, может быть, кому-то и кажется рутинным, и живым непосредственным участием депутатов во всех делах района.
Я уверен: если мы удержим эту позицию, то будем и впредь трудиться успешно и эффективно.
В завершение своего отчета я хочу поблагодарить всех депутатов районного Совета за большую работу, проделанную в отчетный период, и пожелать успехов в реализации намеченного - сделать Мотыгинский муниципальный район экономически перспективным, современным и комфортным для проживания наших граждан.