В.А. Функ, Глава района: «Наша задача - сделать Мотыгинский район экономически перспективным и комфортным для наших граждан»
Отчет Главы муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края за 2012 год
Уважаемые жители Мотыгинского района!
В соответствии с Уставом муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края на очередной сессии районного Совета депутатов я представлю депутатам отчет о результатах деятельности за 2012 год. Вместе с тем считаю себя обязанным отчитаться перед всеми жителями района о проделанной в 2012 году работе, о наших задачах на перспективу.
Деятельность Главы района регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом района, решениями Мотыгинского районного Совета депутатов. Поэтому в отчете отражена работа по вопросам компетенции и полномочий Главы района, с учетом того, что с 2010 года произошло разделение органов местного самоуправления, за всю исполнительно-распорядительную деятельность отвечает администрация района.
Социально-экономическое развитие района
Главной задачей на 2012 год я поставил обеспечение поступательного социально-экономического развития района, развитие всех отраслей экономики и социальной сферы, а также повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Кстати, эта работа оценивается по показателям эффективности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607.
Недра нашего района содержат почти всю таблицу Менделеева. У нас в районе ведется добыча свинца и цинка, золота, угля, талька и других полезных ископаемых. Объем отгруженной продукции собственного производства по всем видам экономической деятельности в 2012 г. составил 11 млрд. 377 млн. рублей. Далеко не все разведанные месторождения разрабатываются. Реализация планов по их освоению – важная часть программы развития «Ангаро-Енисейского кластера» - второго этапа освоения Нижнего Приангарья, а значит, и всего Красноярского края.
Одним из приоритетных направлений является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. В этом направлении деятельности мы ориентируемся на задачи, сформулированные органами власти нашего края. Администрация Красноярского края успешно работает в этом направлении. С одобрения нашего губернатора Л.В. Кузнецова, Правительства Российской Федерации, все, что мы вместе с представителями бизнеса, органами власти наших соседей в Богучанском, Северо-Енисейском, Енисейском районах нарабатывали в последние годы, в том числе и в 2012 году, по второму этапу развития Нижнего Приангарья, в этом году воплотилось в стройную программу «Ангаро-Енисейского кластера», представленную на Красноярском инвестиционном форуме в начале этого года премьеру правительства Д.А. Медведеву. И государственные средства на этот инвестиционный проект уже пошли. Пока – на документацию на дорогу, которая пройдет с северо-востока района к новому мосту в Высокогорске. Еще недавно мост через Енисей в Высокогорске казался нам весьма далекой перспективой, но мы видим, что планы бизнеса (ЗАО ЗДК «Полюс», Северо-Енисейск) и правительства Краснояроского края начинают воплощаться в реальность.
Важная проблема для нашего района – недостаток электроэнергии – на сегодня уже почти решена, линии электропередачи тянутся к потребителям.
В настоящее время развитие района сдерживается транспортной схемой. Реализация намеченного в инвестиционном проекте «Ангаро-Енисейского кластера» позволит решить и эту проблему.
Экономика
К сожалению, мы имеем снижение по отгруженной продукции: в 2011 году - 12,643 млрд., в 2012 - 11,377 млрд. рублей.
В 2012 г. предприятия - арендаторы лесных участков заготовили 796,4 тыс. куб. м круглого леса, что выше показателей 2011 г. на 70,7 тыс. куб. м, или на 9%.
Общий объем расходов районного бюджета в 2011 году составил 858069,55 тыс. рублей, в 2012 - 891634,2 тыс. рублей. Расходы консолидированного бюджета муниципального образования возросли с 886742,15 тыс. рублей до 936539,1 тыс. рублей.
Среднегодовая численность населения Мотыгинского района в 2011 году - 16092 человека, в 2012 – 15904. В настоящее время ход демографических процессов не изменился, в районе сохраняется тенденция к сокращению численности. Численность экономически активного населения снижается.
Основной отраслью экономики в плане трудоустройства является промышленность. Она представлена в основном предприятиями горнодобывающего профиля и лесообрабатывающей отрасли. В промышленности на протяжении последних лет наблюдается устойчивое увеличение доли занятых. Это обусловлено значительным развитием добывающих и обрабатывающих производств.
В 2012 году отмечалось улучшение ситуации в сфере занятости населения Мотыгинского района. Снизился уровень регистрируемой безработицы: в 2011 году этот показатель составил 1,38%, в 2012 - 1,25%. Трудоустроено при содействии службы занятости 466 человек - 75,6% от обратившихся (в 2011 году - 68,2%).
На начало 2011 года коэффициент напряженности (отношение незанятых граждан, обратившихся за содействием в поисках работы, к количеству заявленных работодателями вакансий) был равен 1,8%, по состоянию на 31.12.2012 года он снизился до 0,7%.
На территории района в настоящее время проживает 5656 пенсионеров. Средний размер пенсии в районе изменился с 2011 года с 9455,39 руб. (по состоянию на 01.01.2012) до 10440,77 руб. (на 01.01.2013).
По отношению к прожиточному минимуму 6582 руб., установленному администрацией Красноярского края за III квартал 2012 года для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (II группа территорий), средний размер пенсии по старости по району на 1 января 2013 года - 11070,44 руб. - составляет 168%.
Одним из индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, является заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий района в 2012 году составила 29662,6 руб. (рост по отношению к 2011 году 116,65%). Снижение начисленной зарплаты произошло в лесной промышленности: в 2011 г. – 14791,6 руб., в 2012 г. – 13354,9 руб., что составило 90,3%.
Заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений в 2012 г. составила 15088,1 руб., в 2011 г. - 13121,8 руб., темп роста к 2011 году - 115%. Заработная плата учителей выросла на 83,7% и составила в 2012 г. 30990,2 руб., в 2011 г. - 16868,4 руб. Заработная плата работников муниципальных учреждений культуры составила в 2012 году 10830,3 руб., в 2011 г. было 9985, темп роста - 108,5%. Заработная плата врачей в 2011 г. была 37042 руб., в 2012 г. - 40001,7 руб.; среднего медперсонала в 2011 - 15047,0 руб., в 2012 - 16249,3 руб.
Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса в районе, имеют устойчивую тенденцию количественного и качественного роста. Число субъектов малого предпринимательства с 205,7 на 10000 человек населения в 2011 году возросло в 2012 году до 208,8.
Обеспечение социально-экономического благополучия Мотыгинского района в том числе связано с развитием малого и среднего бизнеса. Оно, должно выражаться не столько в финансовой поддержке, сколько в организации мероприятий и создании нормативно-правовой базы, формирующих условия экономического и социального роста. Дальнейшее развитие предпринимательства на территории района - важная задача, как с точки зрения экономики, так и в социальном плане, с целью обеспечения занятости населения, расширения перечня оказываемых услуг и улучшения их качества в условиях конкуренции.
Образование
В отчетном году в образовательных учреждениях за счет краевых и районных средств значительно пополнилась материально-техническая база. Это позволяет повышать уровень качества образования наших выпускников. Все выпускники школ в 2012 году получили аттестаты.
По результатам краевого рейтинга муниципалитетов по ЕГЭ-2012 (русский язык и математика) район находится на 4 позиции, по среднему баллу обязательных предметов по ЕГЭ - на 3 месте.
Первоочередной задачей, поставленной Президентом перед всеми территориями России, является ликвидация к 2016 году очереди в дошкольные образовательные учреждения для детей от 3 до 7 лет. В соответствии с решением Губернаторского совета по вопросу развития системы дошкольного образования в Красноярском крае от 24.12.2012 г., в Мотыгинском районе разработан план на 2013-2015 гг. по ликвидации очереди для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В 2012 году отремонтирован и начал работать новый корпус Раздолинского детского сада «Колобок». С открытием дополнительного корпуса появилось 119 дополнительных мест. Проблема мест в детских садах Раздолинска снята.
В школах приоритетами остаются вопросы воспитания подрастающего поколения с опорой на такие ориентиры, как здоровье, семья, отечество, добро, милосердие, а также формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, в том числе противодействию злоупотреблению наркотиками, алкоголем и табаком среди детей и подростков.
За время действия государственной программы поддержки семей, имеющих детей, сертификат на материнский (семейный) капитал получили 597 семей района. В 2012 г. воспользовались правом получить сертификат 83 семьи, полученные средства использовались: на погашение кредитов, на покупку или строительство жилья, на улучшение жилищных условий и др.
Физическая культура, спорт
Главные задачи в сфере физической культуры и спорта - развитие материально-технической базы, обеспечение доступности занятий спортом для всех слоев населения, что способствует укреплению здоровья жителей района.
По итогам 2012 года определено, что систематически занимаются физической культурой и спортом 2923 человека. Улучшилась материально-техническая база детско-юношеской спортивной школы, что дает возможность на качественном уровне проводить районные соревнования и мероприятия, принимать участие в краевых. В 2011 году в Мотыгинской ДЮСШ обучалось 412 учащихся, в связи с закрытием отделения бокса в 2012 году обучающихся стало на 10 человек меньше. В школе работают пять отделений: баскетбол, лыжные гонки, тяжелая атлетика, футбол, тхэквондо.
В 2012 году увеличены расходы на физическую культуру и спорт: консолидированный бюджет 2011 года - 1404,28 тыс. руб., 2012 - 1954,42 тыс. руб., темп роста - 71,8%. К сожалению, в бюджете района на физическую культуру и спорт денежные средства обнулены, что свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении.
Культура
Здоровый образ жизни наших граждан - это не только спорт, но и нравственная атмосфера в обществе. В 2012 году увеличены расходы районного бюджета на культуру по отношению к 2011 году на 60,5%, консолидированного бюджета - на 66,9%, до 75 млн. 976 тыс. рублей.
Транспорт, связь
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 289 км. С мая по октябрь включительно действуют паромные переправы через р. Ангару на 18-м км, р. Тасеевой на 61-м км автодороги Мотыгино - Широкий Лог, в зимнее время – ледовые переправы через реки Ангару и Тасееву общей протяженностью 3 км.
По содержанию территориальных, межпоселенческих дорог и автозимников выполнены большие объемы по отсыпке гравийно-песчаных покрытий, ямочному ремонту, ремонту асфальтобетонного покрытия и мостов. В сторону п. Орджоникидзе построены три новых деревянных моста с металлическими прогонами.
В 2011 году между Правительством края и ООО «НОК» заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках соглашения планируется ремонт и строительство автомобильной дороги Мотыгино -Широкий Лог. В 2012 году согласно графику финансирования объемов работ по строительству и ремонту участков автомобильной дороги «Мотыгино - Широкий Лог» выделено 250 млн. руб.
Социальная сфера
В районе продолжается строительство жилья. Площадь земельных участков, предоставленных под строительство на территории района, в 2012 году составила 5,13 га, в том числе для жилищного строительства - 2,76 га.
В 2012 г. на территории Мотыгинского района введено в эксплуатацию 7 объектов жилого назначения, введенная общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет 0,14 кв. м.
Площадь всего жилого фонда на конец 2012 г. составляет в среднем на одного жителя 26,8 кв. м (к численности постоянного населения Мотыгинского района).
Что касается социальной сферы, то если в 2011 году консолидированный бюджет составил 132 млн. 953,42 тыс. руб. то в 2012 – 140 млн. 370 тыс. рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Непростая ситуация складывается в жилищно-коммунальной сфере. Прошедший отопительный сезон прошел с большими потерями для хозяйств, несмотря на то, что в целом уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги возрос.
На отчетный период в Мотыгинском районе существует 11 организаций коммунального комплекса, 10 из них частные. В этой сфере необходимо сосредоточиться на замене изношенных сетей, обновлении котельного оборудования, внедрению энергосберегающих технологий.
Программы развития
В 2012 году на территории района действовала 21 муниципальная долгосрочная программа с финансированием 54904 тыс. рублей. По краевым целевым программам в 2012 году финансирование составило 87040,8 тыс. рублей.
Местное самоуправление
Я привел основные показатели эффективности, по которым можно в целом понять состояние дел в районе и оценить эффективность работы всех органов местного самоуправления.
Глава района в соответствии с действующим законодательством обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Исполнение этих полномочий возложено на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, администрацию района.
На регулярной основе под моим руководством проходят аппаратные планерки. Не реже двух раз в квартал проходят заседания при Главе района, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы жизнедеятельности района и принимаются соответствующие решения. В 2012 году проведено 18 таких заседаний.
Работает механизм контроля за принятыми решениями, отслеживаются сроки и качество их исполнения. В принятых решениях не только дается оценка деятельности исполнительных органов по вопросам компетенции, но и выявляются причины и условия, влияющие на качество исполнения полномочий.
В течение 2012 года благодарственными письмами, Почетной грамотой Главы района были награждены 50 граждан и организаций.
В плане информационного обеспечения налажено взаимодействие с районной газетой «Ангарский рабочий». Журналисты этой газеты подробно освещают работу Главы района, районного Совета. Функционирует официальный сайт Мотыгинского районного Совета депутатов.
Важным механизмом обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления являются совещания при Главе района. В 2012 году на заседаниях, совещаниях при Главе района рассматривались вопросы: о противодействии коррупции на территории Мотыгинского района, о влиянии начального периода заполнения водохранилища Богучанской ГЭС на населенные пункты Мотыгинского района, о развитии спорта и физиче-ской культуры в Мотыгинском районе, о полигоне бытовых отходов в п. Мотыгино, об обеспечении питьевой водой, о подготовке к зиме 2012-2013 гг., транспортное обеспечение территориив 2012 году, по требованию Минрегиона России - о соблюдении части 6 ст. 45 Градостроительного кодекса, о мерах по завершению строительства 8-квартирного дома в п. Мотыгино, о выработке совместного решения о подготовке к работе в зимних условиях, своевременном завозе угля, о совместной работе служб Мотыгинского района по вопросам безопасности на дорогах Мотыгинского района, об исполнении решения Совещания администрации Губернатора Красноярского края от 03.10.2012 года по вопросам жизнеобеспечения населения, а также по вопросам исполнения других полномочий.
Полезность совещаний, заседаний очевидна не только потому, что на них рассматриваются наиболее важные вопросы, требующие оперативного решения, но и потому, что они позволяют оценить подходы органов местного самоуправления к решению тех или иных вопросов, выработать наиболее оптимальные и согласованные решения.
Также в 2012 г. было проведено два совместных заседания органов местного самоуправления Мотыгинского района и Горевского ГОКа по вопросу разработки программы социально-экономического развития поселка Новоангарска сроком на 7 лет.
Согласно инструкции по делопроизводству районного Совета депутатов, введены Поручения Главы района, которые даются, в основном, во исполнение протоколов совещаний администрации Губернатора Красноярского края, Совета безопасности по вопросам ведения Красноярского края, запросов администрации Губернатора Красноярского края.
Обращения
Главой района обеспечивается взаимодействие органов местного самоуправления с Губернатором и Правительством края. Особое внимание обращается на активное участие района в федеральных и краевых программах.
Являясь членом Ассоциации Глав Северных территорий края, я смог найти единомышленников и обратиться к Губернатору края с просьбой поддержать законодательную инициативу Мотыгинского районного Совета депутатов, через обращение к Президенту Российской Федерации по внесению изменений в Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера».
В апреле 2012 г. я обращался к начальнику ГУ МВД РФ генерал-майору полиции В. В. Антонову с ходатайством о рассмотрении вопроса о сохранении самостоятельного отдела полиции в статусе территориального органа МВД РФ на районном уровне.
В 2012 году качественно изменились отношения и организация взаимодействия с Законодательным Собранием Красноярского края. Я отвечаю непо-средственно за эти отношения, в том числе как председатель районного Совета депутатов.
Экономическая деятельность
Хотелось бы отметить, что Нижнее Приангарье — регион Красноярского края, объединяющий пять районов, расположенных в низовьях течения реки Ангары и среднего участка Енисея к северу и северо-востоку от Красноярска. В него непосредственно входит Мотыгинский район. «Ангаро-Енисейский кластер» — очередной этап освоения Нижнего Приангарья. В рамках его создания будет построен ряд новых предприятий. Финансироваться проект будет на основе частно-государственного партнерства. Его общая стоимость оценивается примерно в 260 млрд. руб.
Участие в проекте подтвердили 9 крупнейших российских предприятий горнодобывающей, лесной и энергетической отраслей — «Полюс», «Сиблес Проект», «Группа «Магнезит», «Амикан», «Новоангарский обогатительный комбинат», «Соврудник», «ЕвроСибЭнерго», «Кингашская ГРК», «КраМЗ». Реализация «Ангаро-Енисейского кластера» позволит сбалансировать развитие района, полнее раскрыть его экономический потенциал. Я непосредственно принимал участие в работе комиссии под руководством А. А. Гнездилова, заместителя Губернатора - заместителя председателя правительства Красноярского края.
В рамках проекта новым объектом энергетики в районе станет Нижнеангарская ГЭС.
Значительное внимание в моей деятельности уделяется работе с Советом муниципальных образований Красноярского края, членом которого я являюсь. В 2012 году я принял участие в четырех заседаниях Совета, на которых рассматривались вопросы организации работы органов местного самоуправления.
Контроль
На контроле в 2012 году находилось исполнение и корректировка «Программы социально-экономического развития Мотыгинского района до 2020 года». Делалось все возможное для того, чтобы программа была рабочей, нужной, а запланированные мероприятия исполнялись.
Бюджет 2012 года был принят своевременно, его исполнение находилось на постоянном контроле районного Совета депутатов. Эффективность исполнения бюджета на данный момент не оценена.
По итогам прошедшей в августе 2012 года плановой проверки бюджета Мотыгинского района за 2011 год Службой финансово-экономического контроля Красноярского края нарушении требований ст. 219 Бюджетного кодекса РФ при исполнении районного бюджета по расходам не выявлено, однако имеется ряд иных замечаний.
Обратная связь
Приоритетом моей работы была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Один из важнейших каналов обратной связи с населением – работа с обращениями граждан, которая ведётся по нескольким направлениям. Граждане могут обратиться ко мне на личном приёме, направить письменное обращение, посредством телефонного обращения или на сайт. Обращение граждан является одним из способов проявления активной гражданской позиции населения и прямого диалога с властью.
В соответствии с утвержденным графиком еженедельно я веду прием жителей района по личным вопросам. Все поступившие вопросы и обращения взяты на контроль для обеспечения их разрешения.
Мною проведены встречи с жителями района, которые дали возможность получить объективную оценку состояния дел в районе, оценить эффективность работы не только органов местного самоуправления, но и государственных органов.
Одним из основных принципов местного самоуправления в нашем государстве является участие населения в его осуществлении. Публичные слушания – относительно новая форма непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. В 2012 году слушания проводились пять раз.
Оперативное руководство
Исполняя одно из своих полномочий, я постоянно отслеживаю складывающуюся на территории района оперативную обстановку. В ежедневном режиме через Единую дежурную диспетчерскую службу предоставляется оперативная сводка сведений обо всех происшествиях во всех сферах жизнедеятельности района.
В соответствии с принятыми решениями в 2012 году я непосредственно возглавлял комиссию по чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности района. Работа в этой комиссии требует постоянного взаимодействия с администрацией Губернатора и Правительством края, а также правоохранительными органами.
В 2012 году под моим руководством проведено 7 заседаний комиссии по ЧС и ПБ, на которых приняты важные для района решения, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций. Также я являлся председателем оперативного штаба по борьбе с лесными пожарами, в 2012 году было проведено 66 заседаний штаба. Напомню, что в 2012 году два раза на территории района было объявлено о чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами.
В органах местного самоуправления
Как председатель районного Совета, я занимался вопросами организации работы районного Совета депутатов и взаимодействием с депутатским корпусом.
В 2012 году подготовлено и организовано проведение 6 сессий районного Совета депутатов, принято 51 решение.
Не могу не остановиться ещё на таком важном аспекте работы, как взаимодействие с органами местного самоуправления поселений. Осуществлялось это, в основном, через глав поселений. Наиболее важные вопросы поселений обсуждались коллегиально на аппаратных и иных совещаниях, а также при выездах на территории (вопросы ЖКХ, строительства и другие).
В соответствии с Решением Мотыгинского районного Совета депутатов «О согласовании приема администрацией Мотыгинского района осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселений района на 2012 год» районом в 2012 г. исполнялись принятые от поселений полномочия, такие, как организация библиотечного обслуживания населения, часть полномочий в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дом» на 2010-2012 годы, утвержденной Постановлением правительства Красноярского края от 27.01.2010 № 33-п; часть полномочий в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «О территориальном планировании Красноярского края на 2009-2011 годы», утвержденной Постановлением правительства Красноярского края от 7.04.2009 № 175; по градостроительной деятельности от части муниципальных образований и другие.
Но фактически диапазон взаимодействия муниципалитетов шире рамок соглашений по конкретным полномочиям. Это и консолидированный бюджет, и единство всех систем жизнеобеспечения и безопасности района, и общность экономических и социально-политических целей.
Я благодарен главам поселений за взаимопонимание и поддержку в вопросах, требующих совместных наших усилий, и надеюсь на дальнейшую совместную конструктивную работу в решении стоящих перед нами задач.
Считаю, что районные власти совместно с администрацией района должны заняться анализом существующих проблем для дальнейшего их разрешения. Выполнение стоящих перед нами задач требует слаженной работы всей вертикали власти.
В заключение я хотел бы отметить, что в районе остается ещё много нерешённых задач. Поэтому усилиями всех органов власти и должностных лиц надо стремиться к нашей главной цели – сделать Мотыгинский муниципальный район экономически перспективным, современным и комфортным для проживания наших граждан.