Духовная безнадзорность и как с ней бороться
Одна из главных проблем в воспитании детей – свободное время подростков. Что оно под собой подразумевает?
Родители должны правильно понимать социальную и педагогическую сущность свободного времени, его воспитательные возможности, точно определять педагогические позиции в отношении жизни и деятельности ребенка в это время. И именно это представляет особую сложность для родителей.
Многое, что происходит с подростками в свободное время (как хорошего, так и плохого), остается скрытым от взрослых.
Мы думаем: лишь бы не связывался (связывалась) с плохой компанией; лишь бы ребенок не пил пиво и не прогуливал школу; а то, что он-(она) постоянно находится за компьютером, общается в социальных сетях, и что именно подросток там делает, никто не знает. И эта деятельность «в свободное время» привлекает внимание родителей только тогда, когда поступает тревожный сигнал из школы или полиции.
Многие считают, что безнадзорные подростки гуляют по улицам допоздна, курят сигареты, употребляют алкоголь, но, к сожалению, современная безнадзорность характеризуется не отсутствием материальной заботы о ребенке, а отсутствием контроля за его духовной жизнью, его мыслями, чувствами, а, следовательно, и за поступками. Именно в таком случае подросток оказывается духовно безнадзорным.
Нередко наши дети представляют собой загадку. Услышав что-то неожиданное и исключительное о своем ребенке, мамы и папы восклицают: «Откуда что взялось?! Это так для нас неожиданно!». А происходит это прежде всего потому, что мир склонностей и увлечений детей не всегда является предметом глубокого и искреннего интереса родителей.
У многих подростков интересы крайне однообразны и примитивны (танцы, выпивка, сигареты), даже у социально благополучных подростков свободное время имеет не только положительную, но и теневую сторону.
Вот вам случай из нашего района. Несовершеннолетний Х. проживает в полной, благополучной семье, все свое свободное время ребенок проводил дома за компьютером, а родители были довольны, что их сын «домашний» и со всех сторон положительный, не имеет вредных привычек. И вот, в 2015 году в Отделение МВД России по Мотыгинскому району поступила информация о том, что несовершеннолетний Х. совершил мошеннические действия через социальные сети, обманывал людей, получал от них денежные средства.
И, к сожалению, как выяснилось потом, это не единичный факт совершения мошеннических действий несовершеннолетним Х. Родители не придавали значения интересам подростка, не следили за тем, чем он занимался в свободное время. Он остался безнадзорным, бесконтрольным, хотя и был у родителей всегда на глазах.
Надо уметь правильно организовать свободное время своего ребенка. Да, ребенку нужно отдыхать, смотреть телевизор, играть в игры, гулять на улице с друзьями. Но нельзя превращать свободное время ребенка в постоянное сидение у телевизора, за компьютером, бесцельное времяпрепровождение на улице.
Если образуется избыток свободного времени, то подросток начинает его использовать, мягко выражаясь, нерационально. Одним из факторов, мешающих эффективному снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних, и является избыток свободного времени, неумение молодежи рационального его использования.
Организуйте свободное время ребенка, изучив его интересы, а если интерес отсутствует, то пусть он пробует разные виды деятельности. А самое главное – это родительское общение. Общение с родителями в процессе совместного отдыха, общественно полезного труда – что может быть интереснее для детей и подростков?
Если свободное время направить на творчество и созидание, это поможет развитию полноценной и гармоничной личности ребенка. Если родители примут самое активное участие в организации свободного времени, то польза от этого будет обоюдной и для родителя, и для ребенка.
Зинаида Кулешова,
старший инспектор ПДН ОМВД России
по Мотыгинскому району