Чем опасен Интернет?
Каждый год, начиная с 2004, во второй вторник февраля отмечается Всемирный день безопасного Интернета. Это международный праздник.
Его инициатором выступила Европейская Комиссия. Идею поддержали некоммерческие организации European SchoolNet и Insafe. Она быстро распространилась среди пользователей Интернета и в правительственных учреждениях. Insafe стала главным координатором праздника.
В России Всемирный день безопасного Интернета впервые прошел в 2005 году. Ежегодно назначается тема Всемирного дня безопасного Интернета. Она касается актуальных проблем в сфере защиты пользователей Сети и внедрения новых программ. В этот день проходят образовательные акции, проводятся конференции и семинары.
В России к празднику приурочивают акцию «Неделя безопасного Рунета». В это время проходят форумы, круглые столы, конференции, на которых эксперты обсуждают вопросы угрозы в Сети, защиты от вредоносных программ, киберзависимости.
Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Дети начинают пользоваться Интернетом с 4 лет (в среднем). В возрасте до 12 лет около 85% подрастающего поколения активно использует всемирную паутину для общения и развлечений. Около 52% детей возрастом до 14 лет посещают сайты, запрещенные для просмотра. Это может значительно отразиться на психике, формировании личности и дальнейшей жизни. Одним из самых серьезных видов опасности в сети для подрастающего поколения является получение нежелательной информации. Это может быть порнография, насилие, наркотики, азартные игры, запрещенная идеология и множество иного.
Детская психика не может в полной мере принять полученные знания. Опасности в сети Интернет могут быть разными. Маленькие дети могут выдать незнакомцам конфиденциальную информацию о себе и родителях. Например, это может быть имя, адрес, номер счета или электронного кошелька. Также они могут сказать, в какое время гуляют и где, когда домой возвращаются родители и так далее.
При помощи Интернета злоумышленники могут назначить встречу ребенку, общаться с ним о неподобающих вещах. Нередки случаи, когда дети проводили неконтролируемые покупки в магазинах онлайн. В некоторых случаях существует угроза заражения компьютера вирусом. Это далеко не полный список. Он может варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Родители должны знать, как подготовить детей к подобным ситуациям, чтобы избежать негативных последствий. Зная основные виды опасностей в Интернете, взрослые должны предпринять ряд мер.
Нужно разработать правила пользования всемирной сетью. Это желательно сделать вместе с ребенком. Ребенок должен знать, что ему разрешено посещать только определенные сайты, которые одобряют родители. Если к компьютеру подключен Интернет, техника должна находиться в общей комнате. Дети должны писать сообщения и письма только с общего семейного почтового ящика. Нужно объяснить ребенку, что может случиться, если он решит выдать определенную информацию посторонним людям.
Также очень важно просто общаться с детьми. Нужно спрашивать об их друзьях в Интернете, объяснять, к чему может привести спонтанное знакомство. Дошкольники и школьники младшего возраста не должны разговаривать с незнакомцами. Это правило касается как улицы, так и Интернета.
Очень важно, чтобы ребенок доверял старшим. Если он увидит в сети что-то пугающее, угрожающее, то должен об этом рассказать. Родители не должны ругать его за это. Наоборот, нужно похвалить за честность и дать ему понять, что он в безопасности. Возможно, потребуется объяснить некоторые сложные вопросы. Однако это сможет защитить ребенка от опасностей.
Также очень важно научить ребенка не загружать на компьютер никакие программы без ведома родителей. Дети не должны открывать сомнительные письма. Следует также рассказать об авторских правах. Общение в Интернете среди подростков происходит на особом языке. Взрослым он даже не всегда понятен. При общении с помощью сокращенных и зашифрованных слов, смайликов, словарный запас и речевые способности подростка оскудевают.
В компании любителей Интернета он выглядит своим и может общаться на этом сленге, но теряет свою грамотность, способность ясно выражать мысли и чувства. Длительное общение только в Интернете приводит к тому, что способность поддерживать разговор с живым человеком значительно снижается, даже утрачивается.
При длительном пребывании в Интернете человек перестает замечать прелесть реальной жизни - людей вокруг, события, природу, чувства как свои, так и другого человека. Чтобы избежать возможного ущерба, нужно искать ответы на свои вопросы в проверенных источниках, защищать свой компьютер новейшими системами безопасности, а также не забывать, что интернет это не иной мир, в котором можно укрыться от реальных проблем, а лишь средство добычи информации. Игнорируя эти предостережения, легко стать жертвой всемирной сети.
Большое внимание этому вопросу уделяют муниципальные библиотеки Мотыгинского района. Сейчас почти все библиотеки имеют выход в Интернет и предоставляют своим читателям такую информационную услугу. Из уроков интернет-безопасности, проведенных в Центральной детской библиотеке п. Мотыгино, ребята узнают о различных видах вредной информации: что такое спам, вирусы; с интересом слушают о том, как не попасть в сети интернет-мошенников. Специалисты библиотеки напоминают детям об элементарных правилах вежливого общения и поведения в Сети, о бережном обращении с чужими личными данными, делают буклеты на тему «Всем полезен, спору нет, безопасный интернет». Цель всех проведённых мероприятий – научить детей ответственно и безопасно вести себя в сети Интернет, а также напомнить им, что реальная жизнь гораздо ярче, чем интернет-страницы, и в ней больше интересного и увлекательного, чем в виртуальном мире.
Елена ЯРЛЫКОВА,
библиограф ЦДБ