Четверть века на правильном пути
Почти 25 лет своего трудового и жизненного пути отдал ГОКу Тамерлан Петрович ДЗГОЕВ, исполнительный директор с сентября 1995, с 2012 года по настоящее время - генеральный директор АО «Горевский ГОК».
Какими они были, эти годы в начале, через что пришлось пройти, как удалось выбрать правильный путь для развития предприятия, которое сейчас представляет собой мощный сплав в промышленности цветной металлургии края, - об этом наша беседа в преддверии 50-летнего юбилея предприятия.
- Тамерлан Петрович, наверное, надо начать с вашей личной истории. Услышать ее из первых уст – это важно для тех, кто следит за историей Горевского ГОКа.
- Наверное, судьбой было предначертано работать на Горевском ГОКе. Первый раз меня пригласил директор ГОКа А.В. Салманов в 1991 году. Наше предприятие получало руду на переработку из Новоангарска, и он приезжал к нам для сверки объемов и заключения договора поставки. Оценив с семьей предложение, я не согласился, да и не особо уговаривали.
В 1994 году генеральным директором акционерного общества «Горевский ГОК» был избран В.В. Гуриев. В августе 1995 он предложил мне ознакомиться с предприятием на месте, дать оценку его дальнейшего развития и, если соглашусь, остаться. Соответствующее предложение я принял. Так я оказался в Новоангарске.
- Что же Вы увидели на комбинате?
- На предприятии в первую очередь меня интересовало то, как налажены производственные процессы, обеспеченность специалистами, необходимыми производственными фондами и так далее. В процессе ознакомления выяснилось: у предприятия перед работниками многомесячная задолженности по заработной плате, практическое отсутствие машин, механизмов, запасных частей, необеспеченность материальными ресурсами для целей выполнения производственных программ. Обогатительная фабрика - опытно-промышленного уровня. Незавершенное строительство основных производственных объектов. Самое главное – отсутствие финансовых ресурсов. Хозяйственная и производственная деятельность велась от возможного, а не от необходимого. Остро стоял вопрос о выживании предприятия, а не о налаживании хозяйственной и производственной деятельности, и это несмотря на то, что имелась уникальная ресурсная база.
Две недели я изучал предприятие и пришел к выводу, что вряд ли справлюсь с задачами по подъему предприятия. Решил отказаться от предложения.
Новая вертикаль
Тем не менее, Владимир Валерьевич Гуриев, обладающий талантом убеждать, нашел аргументы, с которыми я согласился. С этого началась наша совместная работа в ГОКе, впоследствии переросшая в дружбу, что стало залогом сплоченности коллектива.
В первую очередь решено было выстроить новую вертикаль управления, ввести должность исполнительного директора в структуру, иначе сконцентрировать управление предприятием было невозможно.
Концепцию представили коллективу управления, многие из работников сомневались в целесообразности таких перемен, фактически это означало единоначалие исполнительного директора, то есть при принятии решений технического и организационного характера производственной деятельности предприятия окончательное решение оставалось за исполнительным директором.
Далее началась работа с постановкой конкретных задач, которые можно было реализовать на тот момент. По ходу производственных процессов вносились изменения в проектно-технические решения с тем, чтобы исправить раннее принятые ошибочные решения, наладить и стабилизировать работу обогатительной фабрики, карьера.
Не могу сказать, что все решения были оптимальными, надо было реконструировать производство по ходу, без остановки производственных процессов, а без некоторого риска и ошибок добиться цели, наверное, было невозможно.
Признаюсь, что сейчас, с высоты прошедших лет, я понимаю, что, конечно, некоторые свои решения отменил бы, но что сделано, уже не вернешь.
Естественно, для реализации поставленных задач необходимо было провести организационную и кадровую реорганизацию управления предприятием. Ввели жесткую ответственность за исполнение поставленных задач, пришлось расстаться с частью работников, а некоторые сами ушли на предприятия с лучшей финансовой ситуацией.
Провели перемещение руководителей цехов, обогатительной фабрики, котельных и АТЦ, расставили специалистов по соответствующим их профессиональным способностям местам работы. В итоге создали команду единомышленников, на сегодня это известные личности – Е.Е. Коносова, А.В. Магаев, А.В. Прокопенко, И.А. Павкин, З.Н. Хасьянов, А.Р. Иванов, В.Н. Толстихина, А.А. Матвиенко, В.А. Ерофеев. Уговорили вернуться с пенсии главного механика комбината А.Н. Ерхова, ОКС возглавила А.И. Матвиенко. Строительство и реконструкцию объектов хозспособом возглавил Л.А. Петриченко, это человек с талантом, но порой с непростым, иногда неуправляемым характером. Позже по приглашению приехали и возглавили структуры и цеха А.В. Донская, Р.С. Мсоев. Хочу выделить, что удалось уговорить приехать одного из лучших обогатителей нашей отрасли, ныне он заместитель директора по производству, Ю.П. Дзанаева, чуть позже по приглашению вернулись и стали работать главным инженером карьера С.А. Толстихин и начальником ПТО А.А. Пронский.
По мере становления предприятия прибывали все новые кадры, стали проявляться контуры кадровой конкуренции. Прошу прощения, если кого-то не назвал, всех в интервью не перечислить. Мы стали действовать и решать задачу выживания.
Идти дальше
Мы должны были рассчитывать только на свои силы. Тогда уже предприятие лишилось госфинансирования; Министерства цветной металлургии СССР, к которому мы относились, фактически не стало. Предприятие стало акционерным обществом, то есть частным, и само должно было финансировать себя за счет привлечения банковского капитала или реализации своей продукции, которой практически не было.
- Как удалось найти правильную линию, нужный и необходимый путь?
- В то время главных задач было две. Первая - завершение строительства водозащитной дамбы первой очереди, без чего невозможно было строить стратегию развития предприятия. Трудность состояла в том, что специализированное предприятие генподрядчик «Енисейгидроспецстрой», который строил дамбу, из-за отсутствия финансирования свою работу свернул, переговоры по продолжению работ с обещанием покрыть задолженность перед ними в течение двух лет, не увенчались успехом. Необходимо было принимать решение приступить к строительству хозспособом, то есть собственными силами, но мне никогда не приходилось строить гидротехнические сооружения такого уровня, и еще в створе такой большой реки, как Ангара.
Вторая задача - стабилизировать работу обогатительной фабрики.
Найти вариант строительства дамбы, не имея транспорта, строительных материалов и финансовых средств, стало особо важной задачей. Без дамбы первой очереди невозможно было развить карьер первой очереди, вскрыть полностью месторождение, обеспечить запасами руды предприятие. Необходимо было найти варианты строительства с минимальными затратами с целью сокращения сроков строительства. На одном из совещаний главный маркшейдер комбината А. Р. Иванов (сейчас почетный ветеран ГОКа) предложил мне приступить к разбору водозащитной дамбы ОПП и укладывать строительный материал из нее в тело строящейся дамбы первой очереди. После долгих раздумий и оценки рисков предложение было утверждено к исполнению, благодарю его за это по сегодняшний день. Конечно, это было очень рискованное решение, действующий карьер ОПП могло затопить, но риск оправдался. В 1997 году дамбу первой очереди мы сдали! Получили разрешение в Москве на эксплуатацию очень серьезного гидротехнического сооружения и право на ведение горных работ под ее защитой от воздействия реки Ангары.
Первую часть реконструкции фабрики мы завершили, в том же 1997 году дали первые 5007 тонн концентрата (сегодня обогатительная фабрика дает около 250 тысяч тонн всех концентратов). Это была победа!
Коллектив предприятия вместе со своими семьями, которые все эти труднейшие годы жили на минимальных зарплатах, а то вовсе на продуктах с бартера, по мере реализации целей все больше доверялся руководству всех уровней. Существенно снизилась текучесть кадров. Сформировали крупные производственные бригады, их возглавили опытные и авторитетные работники В.С. Степочкин, М.А. Коносов, АТЦ – В.П. Падерин, С.С. Карелин.
Красные директора
В то время мне пришлось познакомиться со многими директорами предприятий региона. Выражаю огромную благодарность им за поддержку, помощь. К сожалению, некоторых уже нет, светлая им память, а живым желаю здоровья и долгих лет жизни. «Красные директора», настоящие сибиряки – Н.П. Молочков, А.С. Рыбъяков, А.И. Васюков, А.И. Ахмедзянов, М.И. Тимощенко, В.Г. Трофимов,
Б.В. Бублай и другие. Тогда жило поколение людей, которые работали на большом доверии друг к другу, эти отношения сохранились по сегодняшний день.
Серьезную помощь в то время оказывало и руководство района – Ю.И. Феклин, Ю.А. Забиров, В.П. Фридберг, Г.Г. Федюкин, позже – В.А. Функ, А.В. Хохряков и многие другие. Финансовая ситуация в районе тоже была неустойчивой, но гораздо лучше, чем у нас, помогали нам, чем могли.
Приведу ряд фактов взаимопомощи. Во время строительства водозащитной дамбы необходимо было больше всего ГСМ, практически мы завозили всего по 200 (бочку) литров в сутки, которых хватало только на доставку людей в цеха. Мне подсказали, что существует схема Северного завоза, то есть товарный кредит. Поехал к действующему тогда главе района Ю.И. Феклину с просьбой оформить товарный кредит. Но у нас уже была такая задолженность, что не позволяла принять такое решение, вероятность невозврата была очень высокой. Юрий Иванович, увидев меня первый раз в жизни, вопреки здравому смыслу (вряд ли я его убедил, что верну долг, хотя у меня эмоций хватало), рискуя, оформил кредит, что существенно помогло в строительстве.
Другой пример. Выпущенную с таким трудом продукцию отправить потребителям по реке и железнодорожным транспортом мы не могли, отгружали автотранспортом, сегодня это даже представить тяжело. Проблема заключалась во внушительной финансовой задолженности и перед речниками, и перед железнодорожниками. К счастью, руководил в то время предприятием «Лесосибирский речпорт»
Н. П. Молочков, который пошел нам навстречу и помог вывезти продукцию баржами, даже погрузить в вагоны и отправить потребителю, несмотря на категорическое возражение его сотрудников. Примеров много, но интервью затянется на многие часы, тяжело сфокусировать такой временной промежуток в минуты.
Товарный концентрат отгружали и везли в г. Усть-Каменогорск (Казахстан), где на свинцовом заводе выплавлялся чистый свинец. Мы его получали и реализовывали сами, возили и обменивали на аккумуляторы и предлагали их в колхозах в обмен на продукты питания или в производственных структурах на необходимые нам товарно-материальные ценности. Большинство сотрудников отдела материально-технического снабжения было задействовано тогда на сбыте продукции, это было самое тяжелое время, люди сутками спали в машинах, чтобы привезти на комбинат хоть какие-то средства. Поистине, титанический труд Оксаны Николаевой, Галины Толмачевой, Светланы Березиной тоже вошел в копилку истории комбината и способствовал стабилизации работы предприятия.
50 - это только этап
В 1998-1999 годах мы уже готовили Программу развития предприятия, отталкиваясь от имеющегося проекта технического перевооружения по добыче и переработке 400 тысяч тонн руды в год. Начали задумываться о средствах, которые можно было вложить в развитие предприятия. И Владимир Валерьевич, с его умением убеждать, проведя переговоры с банком ВТБ, получил первый миллион долларов для комбината. Эти средства придали новую динамику развитию предприятия. Далее история и результаты всем известны. Поэтапно поставленные перед коллективом цели и задачи были достигнуты.
Сегодня ставятся другие перспективные стратегические цели, сегодня у нас стабильное производство, стабильная финансовая ситуация. Мощность предприятия достигла по добыче свинцово-цинковой руды 2,5 млн (!) тонн руды в год, и это не предел, только этап развития.
За 23 года работы, конечно, и мудрость пришла, и принимаемые решения носят теперь более коллегиальный характер, меньше авторитарности. Анализируя прошедший период становления и развития нашего предприятия, убежден, что, в какой-то мере, госпожа Удача была на нашей стороне, но основная роль в реализации любой задачи - люди, коллектив, его сплоченность и характер в достижении поставленной цели.
Конечно, были ситуации, когда все расчеты давали сбой и это зависело не от нашего желания или работы коллектива, а от экономической обстановки, финансовых кризисов в мире. Так было в 1998 и в 2008 годах. Но если первый раз мы ухнули в яму, то во второй раз коллектив сработал с запасом, и удача помогла, предприятие выстояло.
- Вы были уверены, что всё получится?
- Честно, я не верил, что МЫ ЭТО СДЕЛАЕМ, что поднимемся и будем развиваться. Но в то время нельзя было затаиться и выждать, остановить предприятие даже на полгода означало потерять всё. Многие предприятия нашей отрасли не выжили.
Пример. На Алтайском ГОКе, который распустил работников, закрыл производство под напором профсоюзных органов, уступили «крикунам», а в итоге потеряли предприятие. У нас тоже были такие попытки – выдвигались требования отдать зарплату, иначе остановят производство, предприятие, звучали обвинения в адрес нас, «пришлых, которые хотят из местных сделать своих рабов». Слыша такое, конечно, приходилось сдерживать свои кавказские эмоции и это пережить, работать и искать, просчитывать варианты выхода из любой трудной ситуации.
И мы командой, со своим коллективом специалистов, руководителей подразделений, в которых не сомневались, которые поддерживали нас и убеждали людей подождать, находили правильные решения, если оценивать сегодняшнее состояние предприятия.
Всегда самое сложное - преодолеть пик, накал страстей, в которых тогда жила страна, и подняться в гору. Самое простое – опустить руки, сказать: да, мы не справились, и уехать, бросив все.
Я благодарю все управления наших предприятий, моих заместителей, главных специалистов, начальников отделов, просто инженеров за их талантливый труд. В основе разработки основных технических решений, производственных программ любого промышленного предприятия - инженерно-технические работники. Основой моих решений, как руководителя этой службы, были решения, основанные на их умственном потенциале, предложениях, технических разработках и даже житейской мудрости.
Поздравляю весь наш многочисленный, многонациональный коллектив, наших ветеранов! Всех тех, кто продолжает ДЕЛО, начатое в далеком 1968 году, с ЮБИЛЕЕМ! С праздником! Удачи вам всем!
Наталья Морозова