Будущее подрастает сегодня
Эта общепризнанная истина не нуждается в доказательствах. Но одних только логичных умозаключений, без финансовой поддержки, мало, чтобы семья решилась на ребенка. А между тем, не только человеку необходимо продление своего рода, но и государство в целом не может чувствовать себя уверенно без подрастающего поколения. Да и вообще пропадает всякий смысл в любой деятельности, если ее результаты некому передать. Поэтому со стороны государства принимаются различные меры, направленные на улучшение демографической ситуации.
Мы попросили Ирину Николаевну ЛИТВИНЕНКО, главного специалиста-уполномоченного филиала № 2 Красноярского отделения Фонда социального страхования РФ, рассказать о мерах, предпринимаемых государством по линии соцстраха, направленных на повышение рождаемости.
- Произошли ли какие-нибудь изменения в механизме начисления пособий в связи с рождением ребенка?
- Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством существенно изменился. Это стало следствием вступления в силу Федерального закона № 21 от 25.02.2011 г. «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статей 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Этот федеральный закон направлен на сохранение социальных гарантий гражданам по обязательному социальному страхованию в части, касающейся определения размеров пособий в связи с материнством. Внесенные изменения затрагивают порядок назначения пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Эти изменения будут действовать в течение двух лет – 2011 и 2012 годы.
- Не получится ли так, что женщины, ставшие матерями в 2011 году, будут получать пособия меньшего, чем в предшествующие годы, размера?
- Изменения в законодательстве как раз и призваны не допустить снижения размера этих пособий. В случае, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступил в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., то пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком могут быть назначены либо в соответствии с порядком, действующим до первого января 2011 года (по нормам старой редакции Федерального закона № 255 от 29.12.2006 г.), либо в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 343 от 08.12.2010 г. Таким образом, в целях определения наиболее выгодного для себя варианта расчета, получатель пособия имеет право выбирать правила расчета пособий по материнству. Поэтому, если в 2011 году женщине уже был произведен расчет пособий в связи с материнством по нормам Федерального закона № 343 от 08.12.2010 г. и размер пособия получился меньше, нежели чем при расчете в соответствии с порядком, действовавшим в 2010 году, то по заявлению застрахованного лица может быть произведен перерасчет таких пособий в соответствии с порядком, действовавшим до первого января 2011 года.
- Эта норма будет действовать до конца 2012 года, а что произойдет потом?
- Согласно Федеральному закону № 21 от 25.02.2011 г. с первого января 2013 года права выбирать порядок назначения пособия уже не будет, но изменится база для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При определении их размеров не будут учитываться периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также те периоды освобождения работника от работы, в течение которых за него не уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования РФ. Говоря простыми словами, база для исчисления пособий, связанных с материнством, увеличится, а, следовательно, и увеличится их размер.
Евгений РЕДВАНСКИЙ