Детский nелефон доверия - 8-800-2000-122
Телефонная психологическая служба началась в 1906 году в Нью-Йорке. Пастор Уоррен основал лигу «Спасите жизнь», целью которой являлось оказание моральной и психологической помощи по телефону. В самом начале 50-х г. в небольшом английском городке покончила с собой девочка-подросток, которая в своей предсмертной записке написала, что никому не нужна, ей не с кем было даже поговорить. Священник англиканской церкви этого городка Чад Вара был настолько потрясен ее мотивом, что призвал всех одиноких, отчаявшихся, имеющих суицидальные намерения людей звонить ему по телефону. Он даже не мог предположить, какое количество звонков последует и как отзовется это начинание по всему миру. В 1953 году он организовал добровольческую службу телефонной помощи «Самаритяне». Она до сих пор действует в Великобритании.
Телефонное консультирование в настоящее время получило признание во всем мире, оно активно развивается и совершенствуется. В России об аналогичной телефонной службе задумались в конце 70-х. Первый Телефон доверия возник в Москве в 1982 году в ведомстве здравоохранения. Для России эта форма психологической помощи особенно актуальна.
В 2006 году президент РФ дал поручение министерствам и ведомствам сформировать государственную программу поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью активизации мер, принимаемых субъектами Федерации по профилактике детского неблагополучия. В результате родилась идея создания фонда. Его создание вызвано необходимостью перехода от политики ликвидации последствий к политике предупреждения неблагополучия. В последние годы стало очевидно, что наряду с социальной поддержкой сирот государство должно предупреждать само их появление, заниматься профилактикой.
Детский Телефон доверия создан в рамках общенациональной информационной кампании «Россия без жестокости к детям», проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, председателем правления которого является Марина Владимировна Гордеева. Звонок на номер 8-800-2000-122 стал анонимным, бесплатным для жителей 21 региона страны с 1 сентября 2010 года. Работа Телефонов доверия для детей поддерживается Администрацией президента Российской Федерации и Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка.
В Красноярском крае Телефон доверия для детей, подростков с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 начал работу с 1 октября. Телефон доверия – служба экстренной психологической помощи по телефону. Помощь оказывается позвонившему неотложно, в момент обращения. По своей сути Телефон доверия – оперативная социально-психологическая служба общества, очень мобильная, позволяющая в сжатые сроки оказать помощь большому количеству людей, с одной стороны, и доступная в пользовании - с другой стороны. Основная задача - оказание квалифицированной анонимной бесплатной круглосуточной первичной психологической помощи по телефону детям, подросткам и их родителям.
За полгода работы краевого детского Телефона доверия всего поступило звонков - 14961, из них 7074 - от детей и подростков.
Больше всего детей и подростков волнуют взаимоотношения со сверстниками (нет друзей, ссоры со сверстниками, неразделенная любовь, ревность…). На втором месте - детско-родительские отношения (непонимание, недостаточное внимание со стороны родителей, разводы, семейные ссоры…). Основной возраст звонящих – 10-17 лет. 75% обращений – это звонки из территорий края.
Детский телефон доверия - это посредник при разрешении конфликтов в детской среде и в детских учреждениях, с родителями, учителями.
Конфиденциальность – один из главных принципов Телефона доверия. Каждый ребенок и каждый родитель может обратиться на этот номер анонимно под вымышленным именем, не называя своего адреса. Психолог не имеет права предавать огласке ни факт разговора с собеседником, ни его содержание. В разговоре с абонентом педагог-психолог исходит из того, что человек имеет право быть таким, какой он есть. Статистика показывает, что профессиональная помощь необходима гораздо чаще, чем это может показаться.
Кризисных обращений поступает чуть больше 1%. В эту категорию входят сообщения о суицидальных мыслях, попытках, звонки о жестоком обращении в семье, среди сверстников или вне семьи. В помощь специалистам разработан подробный алгоритм действий в случаях насилия или жестокого обращения с ребенком. Психолог определяет степень риска безопасности здоровью или жизни ребенка и оказывает в первую очередь психологическую поддержку, вместе с ним определяет круг людей, которые смогут за него заступиться, затем сообщает абоненту телефоны других служб экстренной помощи. В экстренных случаях, когда ребенок находится в опасности, с его согласия информация о нарушении прав детей передается в органы и учреждения, осуществляющие деятельность по их защите.
За полгода работы детского Телефона доверия поступило 32 сообщения о жестоком обращении с детьми в семье, 10 – вне семьи и 27 обращений по поводу жестокого обращения среди сверстников. Телефон доверия выступает посредником при разрешении конфликтов и дает возможность всем членам семьи в сложный период выйти из кризиса, не причинив вреда ребенку. Примерно половина случаев жестокого обращения поступает из семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия. На этой стадии еще действенна профилактическая работа.
Председатель Фонда поддержки детей Марина Гордеева убеждена, что детский Телефон доверия – один из эффективных инструментов по психологической поддержке детей и родителей: «Телефоны доверия будут нужны всегда, это нормальная, цивилизованная форма своевременной профессиональной помощи семье в разрешении внутренних конфликтов».
Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов отмечает: «Телефон доверия – важный инструмент, а иногда единственный, к которому может прибегнуть ребенок, чтобы рассказать о сложной ситуации, в которую попал по нашей вине, по вине взрослых. Поэтому одна из задач взрослых - научить ребенка пользоваться Телефоном доверия, вместе с ребенком занести его в мобильный, может, даже поставить его на ускоренный набор».