Не отказаться от мечты
Не секрет, что устроиться на работу молодому специалисту – большая проблема. Работодатели не очень охотно принимают выпускников вузов. Понять их можно. У человека, поступившего в институт после школы, нет трудового опыта, он не знает традиций этого коллектива, и далеко не факт, что сможет наладить профессиональные и человеческие отношения с коллегами. Другой вопрос – а откуда у молодого специалиста появится опыт, если его нигде не берут на работу? Вариантом, устраивающим обе стороны, является тот, при котором юноши и девушки получают высшее образование без отрыва от постоянной работы. Кроме решения перечисленных проблем, такой подход повышает уровень подготовки кадров на селе и желание самих кадров вернуться и остаться работать в сельской местности.
Хороший пример этого предложения мы увидели в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, где встретились с педагогом-психологом Надеждой Анатольевной БОЧКУН.
- Вы поступили в вуз сразу после школы?
- Я пыталась поступить сразу после школы, но так получилось, что у меня не хватило средств для обучения на платной основе, а попасть на бюджетное место довольно сложно. Вообще же я работаю в СРЦН с 2003 года. Начинала трудовую деятельность в должности секретаря-делопроизводителя, потом меня перевели воспитателем, появилась возможность получить высшее образование, и после этого я поступила в Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева на заочное отделение. Обучаться заочно значительно проще: во-первых - меньше трудностей с проживанием в городе, во-вторых - когда есть постоянная работа, то чувствуешь себя гораздо увереннее, а в третьих - моя профессиональная деятельность и обучение были одного профиля, а значит, я лучше понимала то, что нам преподавали, и могла применять полученные знания на практике. Правда, была попытка попробовать свои силы в Красноярске, но через полгода мне стало очевидно, что мое место здесь, да и жизнь в более спокойных условиях мне ближе. В июне 2010 года я окончила обучение, получила диплом, и мне была присвоена квалификация педагога-психолога по специальности «Педагогика и психология».
- Почему Вы решили связать свою жизнь с профессией психолога?
- Интерес к психологии у меня появился с подросткового возраста. Были проблемы в школе, и мое поведение, так сказать, «назло учителям и родителям», не всегда было правильным. Сейчас я прекрасно понимаю, что всё это было глупостью с моей стороны. В общем, первоначально с помощью психологии я хотела разобраться в себе.
- В чем состоит главное направление Вашей деятельности?
- Основная задача и моя, и всего коллектива заключается в том, чтобы помочь нашим воспитанникам адаптироваться к жизни в социуме, подготовить детей и подростков к реалиям сегодняшнего дня, ну и, конечно же, дать им правильные установки на дальнейшую жизнь в обществе. К сожалению, молодые люди сейчас мало читают, основное времяпровождение у них связано с компьютером и сотовыми телефонами. Информацию об окружающем мире они не стремятся получить, и педагоги - порой единственные, от кого они черпают необходимые сведения о жизни. Большинство детей, находящихся у нас, из неблагополучных семей, и другая наша цель – сформировать у воспитанников стремление и желание жить нормальной жизнью, не повторяя путь своих родителей.
- С какими подростковыми проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе?
- В основном это трудности с психическими процессами (памятью, мышлением и т.д.). У более старших подростков чаще присутствуют сложности в эмоциональной сфере: общая и школьная тревожность и напряженные отношения с родителями. Родители порой могут нанести ребенку душевную травму, которая остается на всю жизнь. Наша задача - залечить эту рану и дать понять ребенку, что родители так поступают, как правило, не со зла.
Большинство психологических проблем – из детства. Все отрицательные черты и качества характера у подростков приобретенные, крайне мало детей имеют врожденные отклонения в поведении. Мы проводили анкетирование на тему наркомании и табакокурения и выяснили, что подростки начинают курить потому, что это считается круто в их компании. То есть не из-за того, что они хотят курить, а чтобы не слыть «белыми воронами» и не терпеть в свой адрес издевательств.
Для помощи подросткам в избавлении от вредных привычек мы проводили тренинг. Я сама не курю, но в школьные годы был такой период, и поэтому мне было легче общаться с воспитанниками. Если бы курила, то честно призналась бы им в этом. Злоупотреблять табаком самой и объяснять подросткам, как это вредно, – значит, цинично лгать им. Я не имею права обманывать детей. А ребята, в общем-то, неплохие, просто попали в трудную жизненную ситуацию. Моя задача - помочь им раскрыться, высказаться, поделиться проблемами. У детей большая потребность быть услышанными. Многие заходят ко мне по нескольку раз в день и порой высказывают накопившееся очень эмоционально. Пусть так. Человеку, а тем более ребенку, необходимо выплескивать негативные эмоции. В процессе общения я стараюсь подсказать им пути решения проблемы.
- А себе Вы наметили цель в жизни?
- В ближайшее время хочу начать заниматься спортом. Некоторые воспитанники пишут стихи в стиле рэп, и я планирую с помощью моих красноярских знакомых положить эти стихи на музыку. Свою деятельность психолога я только начала, и впереди много работы. Скоро я пройду курсы повышения квалификации - хочу стать очень хорошим специалистом своего дела. Моя заветная мечта – дорасти до доктора психологических наук. У каждого человека должна быть мечта, и главное в жизни – найти пути к ее достижению.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора