Выбор профессии определит будущее
Кем быть? Какую выбрать дорогу в жизни? Скоро эти вопросы встанут перед выпускниками школ. В первую очередь в выборе своей будущей профессии подростки опираются на мнение родителей и руководствуются их советами. Но в стране есть специальные службы, призванные помочь молодым (и не только молодым) людям сориентироваться в выборе профессий, специальностей, вакансий и учебных заведений. Кроме центров занятости населения в дело профориентации молодежи посильную лепту вносят и различные другие организации.
В Мотыгино, в преддверии выпускных экзаменов, в стенах СКЦ прошло масштабное мероприятие под эгидой Центра занятости населения. Оно было направлено на то, чтобы дать молодежи конкретный совет и необходимую информацию о востребованных в нашем районе специальностях, а также об образовательных учреждениях профессионального образования. В дополнение к работникам ЦЗН с советами и напутственными словами обратились многие должностные лица.
Н. Г. Кудряшова, главный специалист администрации Мотыгинского района по молодежной политике, рассказала о том, что сама недавно была студенткой, и как человек, в недалеком прошлом прошедший все ступеньки, начиная со школы и заканчивая поступлением на работу, выразила желание дать совет сегодняшним выпускникам:
- Многие выбирают учебное заведение (а, следовательно, и свою будущую профессию) потому, что оно находится рядом с домом, или потому, что оно престижно. Это неправильно. Сначала необходимо понять, что вам близко, к чему вы стремитесь, к чему лежит ваша душа. Получение диплома ради диплома не делает человека счастливым. Работать впоследствии по профессии, которая вам неинтересна, – это не лучшая перспектива. Поэтому чем раньше подросток определится, по какому профилю он будет обучаться и по какой специальности работать в дальнейшем, - тем лучше.
Г. И. Ельсикова, директор Молодежного центра, заверила, что специалисты этого учреждения с удовольствием помогут молодым людям осознать свои профессиональные предпочтения:
- В наши ближайшие планы входит создание клубов различной направленности. Ребята смогут попробовать себя в журналистике, на телевидении, поработать оператором ТВ, узнать и почувствовать, что такое быть поваром или бухгалтером.
Мы очень надеемся, что такое «погружение в профессию» поможет подросткам понять себя. Пусть не все получат высшее образование, понятно, что это требует немалых финансовых затрат. Но даже окончить колледж или лицей – уже хорошо.
Любое профессиональное образование - это стартовая площадка для дальнейшего роста, это неплохая гарантия того, что молодой человек не встанет на учет в ЦЗН в качестве безработного. Определиться сейчас со своей будущей специальностью надо еще и для того, чтобы не тратить потом годы своей жизни на поиск себя и своего места в обществе.
Возможно, кто-то когда-то совершил ошибку, она не должна тяготеть над подростком, ее надо осознать, и идти дальше, не повторяя. Еще я хочу довести до сведения молодых людей, что, как и раньше, в этом году будут действовать трудовые отряды старшеклассников, а это – реальная возможность заработать. Всю необходимую и конкретную информацию мы сообщим позже.
Л. А. Мухорина, заместитель директора ПУ-103 по учебно-производственной работе, обратила внимание молодежи на более выгодное положение на рынке труда лиц, владеющих рабочими специальностями:
- Я хочу сказать о рабочих профессиях, которые можно получить в стенах нашего училища. Общепризнанным фактом является то, что в современном мире для того, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни, необходимо иметь и высшее образование, и владеть практическими навыками профессии. На крупных, солидных предприятиях к принимаемым на работу гражданам все чаще предъявляются требования – иметь высшее образование и рабочую специальность того же профиля.
Мы не стоим на месте, училище развивается: приобретаем новое современное оборудование, обновляем учебные классы и производственные мастерские, закупаем мебель и многое другое.
Подробнее об училище рассказала студентка ПУ-103 Аня Кравченко:
- Наше учебное заведение начального профессионального обучения открылось в 1989 году. ПУ-103 имеет современные кабинеты для теоретических занятий и производственные мастерские. Училище готовит слесарей по ремонту автомобилей, водителей категорий «В» и «С», поваров-кондитеров и обучает многим другим востребованным специальностям.
Для досуга учащихся также созданы все условия: спортивные и тренажерные залы, музей, актовый зал, где проводятся интересные внеклассные мероприятия, работают секции и кружки. Есть столовая и общежитие. Получить профессию можно как на базе основного общего образования (9 классов), так и на базе общего среднего (11 классов). По окончании училища выпускникам выдаются дипломы государственного образца. Приемная комиссия начнет свою работу с 1 июля и продолжит до 1 сентября. Режим работы комиссии – с 9 до 16 часов. Дополнительную информацию можно получить по телефону в Раздолинске: 31-406.
Н. В. Лузгина, инспектор ЦЗН, подвела итог встречи:
- После окончания школы у выпускника есть несколько вариантов устройства своей жизни. Первый – это поступить в вуз, колледж, лицей, училище или окончить какие-либо учебные курсы. Второй вариант – устроиться на работу, третий – открыть собственное дело, четвертый – учиться заочно и работать.
Если говорить о получении профессионального образования, то прежде всего молодым людям надо ориентироваться на свои желания, стремления и способности, немаловажно и состояние здоровья.
Некоторые выбирают не свое направление, принимая во внимание лишь престижность, разрекламированность профессии или подчиняясь указаниям родителей, которые хотят видеть своего ребенка «кем-то» или таким образом реализуют собственные несостоявшиеся мечты.
Другое, на что необходимо обязательно обращать внимание при выборе своей будущей профессии, – это ее востребованность на рынке труда. Всем желающим ЦЗН предоставляет справочник учебных мест, и мы рекомендуем выбирать сразу несколько учебных заведений. В нашей жизни бывает всякое, поэтому будет полезным собрать о выбранном учреждении образования как можно более полную информацию. Есть ли у него лицензия, общежитие, какие доступны формы обучения (очная, заочная, вечерняя). Для парней важно знать, есть ли военная кафедра, и прочее.
На проведенной нами ярмарке учебных и рабочих мест дети получили базовую информацию об учебных заведениях и о востребованных в нашем районе профессиях. Не сомневаюсь в том, что выпускники внимательно изучат наши методички.
Также подростки прошли специальный тест, по которому можно определить психофизические характеристики человека, его склонность к занятию той или иной профессией.
Ребята получили информацию о своей предрасположенности к различным специальностям и той профессиональной среде, в которой они могут быть востребованы. Такой тест мы проводим не впервые и для получения более полной картины каждый раз немного изменяем его. Для начала необходимо понять, к какому психотипу относится подросток (человек-природа, человек-техника, человек-человек и т.д.). Конечно, этот тест надо проводить индивидуально, с глазу на глаз. Сейчас, когда дети проходили его коллективно, больше ориентировались на ответы друзей.
Большинство подростков еще не определились с выбором своей будущей профессии. У кого-то пока есть на это время, а у кого-то, с учетом подготовки к выпускным экзаменам, его осталось очень мало.
Современная школа учит детей быть коммуникабельными, поэтому они общительны, предприимчивы, не стесняются выражать свои чувства и эмоции. Застенчивых и вдумчивых подростков крайне мало. В наше время посвятить свою жизнь, например, науке – это проблематичный вариант. Все хотят быть юристами или менеджерами. На такой выбор влияет телевидение, по сути рекламируя подобные профессии, которые якобы сплошь и рядом высоко оплачиваются. Но мало кто задумывается над тем, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, и устроиться на работу им очень сложно. Нужна реклама и других профессий.
Если проанализировать результаты тестов, то, в общем-то, ничего нового мы не откроем. Юношей больше тянет работать с техникой: многие хотели бы стать водителями, сварщиками и так далее. Если делать срез по поселкам, то контраст все же найти можно.
В Первомайске, где тайга и река, среди мальчишек преобладает психотип «человек-природа», а вот в промышленном Раздолинске все мальчики, кроме одного, относятся к психотипу «человек-техника». В Орджоникидзе результаты тестов такие: половина парней - «человек-техника», а половина – «человек-природа».
Схожая ситуация в Кирсантьево и Южно-Енисейске, а в Партизанске все парни по результатам тестирования принадлежат к психотипу «человек-природа». Что же касается девочек, то картина везде одинаковая – подавляющая их часть относится к психотипу «социальный человек». Это учителя, врачи, психологи, люди творческих профессий.
На состоявшемся мероприятии, которое охватило МСОШ № 1 и МСОШ № 2, побывало более ста старшеклассников. Подобные встречи планируется провести в каждой школе района.
Я уже говорила, что более точную, а значит, и более полезную информацию мы можем дать выпускникам после общения с ними один на один, когда подростки отвечают на вопросы самостоятельно, не ориентируясь на ответы одноклассников. Но здесь мы столкнулись с проблемой. Дело в том, что такие консультации ЦЗН осуществляет при предоставлении обратившимися своих паспортных данных. Это требование регламента на предоставление такой услуги, то есть условие федерального закона. Родители же опасаются, что паспортные данные детей могут быть использованы не по назначению. Но каждый человек неповторим и своеобразен, поэтому более ощутимый эффект достигается при индивидуальной работе.
Я думаю, что родители должны это понять, ведь они, как никто другой, заинтересованы в правильном выборе профессии своими детьми. Индивидуальную работу мы можем проводить только с гражданами РФ, причем зарегистрированными на территории нашего района. Для соблюдения этих требований и нужен паспорт. К тому же эти сведения важны для статистики, чтобы государство знало и понимало, в каком направлении развивать систему занятости населения и повышать эффективность ее работы.
Очевидно, что ЦЗН и родители должны быть союзниками. Дети в своем выборе главным образом опираются на мнение родителей. Это нормально, так и должно быть. Но для большей пользы общему делу будет лучше, если дети, родители и специалисты Центра занятости станут действовать сообща. Любую консультационную помощь можно получить по адресу: п. Мотыгино, ул. Орджоникидзе, 45 «а», кабинет № 5.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
На снимке: Ирина Силёва, студентка ПУ-103
Фото автора