Родители! Будьте внимательны к своим детям!
Семья, как микромодель общества, является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая по разным причинам связана с нарушением не только взаимодействия супругов, но и системы «родители – ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Жизнь ребенка – это постепенный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Ребенок видит мир не таким, каким он является, а таким, каким бы он хотел его видеть. Ребенок фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в людях. И вот тут-то возможны отклонения в психике ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем его мире он не обнаружит того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае он неожиданно для себя может увидеть, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и если его родители не помогут, не поддержат, не успокоят его, это может привести к беде.
В переходном подростковом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучения подростка оттого, что окружающее не соответствует его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку.
Однако все эти нравственные представления и душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствует пьянство. Ведь подросток в такой семье лишен светлых идеалов, ценностных ориентиров в жизни.
Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие подростка. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы мы не затронули, почти всегда приходится говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.
Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет уверенность в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются образованием, вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, то есть имеет место постоянно травмирующая ситуация. Это влечет за собой снижение общего жизненного тонуса, нарушение процесса саморегуляции. У большинства подростков развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, снижается интерес к окружающему миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.
В таких семьях подростки могут бросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей - ручки, тетради, учебников. Они также лишены возможности прилично одеваться, что вызывает страх быть отвергнутыми сверстниками.
Но если даже подросток из неблагополучной семьи ходит в школу, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки, часто нечего есть. Из-за этого подростки уходят из дома, живут на вокзалах, в подвалах и т.д., подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, что опять стимулирует негативную социализацию личности такого подростка.
Нередко в семьях, зависимых от алкоголя, встречается прямое культивирование патологических форм поведения. Это еще один механизм формирования уродливого характера подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина.
Достаточно часто встречаются случаи, когда родители, не имея средств, чтобы купить спиртное, подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет половое созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, что травмирует психику подростка.
Родители-алкоголики оказывают негативное влияние на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с окружающими людьми и миром в целом.
Дорогие родители! Задумайтесь о будущем своих детей, ведь в первую очередь страдают они!
Любовь МОСКОВСКАЯ,
социальный педагог
СРЦН «Мотыгинский»