Помогают «маленьким»
Для успешного развития государства и достойной жизни его граждан в стране проходит модернизация, совершенствуется экономика, изменяются приоритеты в бизнесе.
Если спуститься с высоты этого достаточно абстрактного утверждения на грешную землю, где реальностью дня сегодняшнего является проблема развития малого бизнеса, то ситуация складывается в пользу желающих заработать деньги пусть малыми, но зато своими собственными производственными силами и средствами.
Транспортировка товаров народного потребления из пункта «А» в пункт «Б» и добавление к ценам надбавки (по данным Красноярскстата во 2-м квартале 2011 года в Мотыгино торговая надбавка на продукты – до 40 %) в связи с транспортными расходами, трудной доступностью территории и другими объективными и субъективными факторами - дело, наверное, нужное, но здесь приоритеты государства несколько иные. Помогают тем, кто занимается предоставлением бытовых услуг, общественным питанием, транспортными услугами, народными промыслами и ремеслами, малыми формами сельского хозяйства и так далее.
В связи с этим неподдельный интерес вызывают наши земляки, которые при поддержке государства смогли открыть собственное дело и уже попробовали себя в качестве бизнесменов-предпринимателей.
Рассмотрим один из успешных примеров организации небольшого собственного дела в райцентре.
Молодой мастер-парикмахер Светлана АБЗАЛОВА в ноябре 2009 года только мечтала открыть свой собственный салон красоты. Она решила воспользоваться поддержкой государства, приняла участие в долгосрочной целевой программе «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края на 2009-2011 годы», которую реализует Центр занятости населения.
Выполнив все необходимые условия, предусмотренные программой, в марте 2010 года Светлана зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, получила субсидию на организацию собственного дела. Затем ранее безработная С. З. Абзалова открыла салон красоты «Светлана» и сегодня оказывает целый комплекс парикмахерских и других услуг жителям и гостям райцентра.
Услуги салона становятся востребованы среди населения, и Светлане стало трудно справляться с наплывом посетителей: работа молодого мастера-парикмахера явно пользуется успехом. Светлане приходится задуматься о расширении бизнеса и о необходимости предоставления дополнительных услуг, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. Для этого необходим еще один опытный мастер, который смог бы помочь Светлане в работе салона и обслуживании посетителей.
Девушка снова решает воспользоваться помощью государства и составляет новый бизнес-план, который предусматривает создание дополнительного рабочего места из числа безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗН, при финансовой поддержке службы занятости.
Как нам сообщили в КГБУ «Центр занятости населения Мотыгинского района», после того, как в апреле текущего года Светлана подала все необходимые документы, 4 мая состоялся отбор бизнес-планов, которых всего было заявлено 13. Однако на этот своеобразный конкурс явились всего 11 претендентов. Из них десять предполагали получение субсидии на организацию самозанятости, и лишь одна Светлана предоставила и обосновала бизнес-план на организацию второго рабочего места.
Все эти 11 заявок предусматривали создание 14 рабочих мест, однако к тому времени ЦЗН был готов помочь в создании только восьми. ЦЗН дал «добро» Светлане на создание одного рабочего места, и 15 июня этого года девушке были перечислены средства субсидии.
Также в этом году Светлана подает заявку на участие в региональном этапе конкурса «Молодой предприниматель России - 2011», на котором ее отмечают благодарственным письмом «За цепкость в бизнесе». Это становится ее первой, пусть не столь высокой наградой и первым признанием ее успеха в своем небольшом собственном деле.
С этой даты прошло уже достаточно времени, и поэтому автор этих строк отправился в салон красоты «Светлана», чтобы узнать, как идут дела у молодой девушки-предпринимателя.
Светлана специально не была предупреждена заранее о предстоящем визите. Это было сделано для того, чтобы увидеть реальную внутреннюю жизнь и работу салона, без пафоса и прикрас. В небольшой, но очень уютной парикмахерской меня встретила вежливая женщина, которая объяснила, что хозяйка будет через три минуты, и любезно предложила ее подождать. Как выяснилось чуть позже, это была мастер маникюра и педикюра Наталья Николаевна АНЮТИНА (на снимке), которая с недавних пор стала вторым работником салона и помощником Светланы в делах красоты.
Как говорится, точность – вежливость королей. Светлана, действительно, появилась через заявленный промежуток времени, и не успела девушка надеть фартук парикмахера, как в дверях появилась женщина – первый клиент салона сегодня.
Пока мастер-парикмахер корректирует красоту прически посетительницы, знакомлюсь с новым работником салона Натальей Николаевной. Выясняется, что на этом маленьком предприятии работает система предварительной записи. «Это очень удобно нашим клиентам, поскольку многие люди достаточно занятые. Благодаря этой системе человек может корректировать свое время, без ущерба для других дел, запланированных на день», - поясняет Наталья Николаевна.
Затем мастер маникюра рассказала о своей работе. Она занимается наращиванием, лечением и укреплением ногтей, массажем рук. Услуги востребованы, возраст желающих ими воспользоваться разный. И это естественно, потому что все женщины хотят хорошо выглядеть, подчеркнуть свою красоту.
Затем в дверях салона появилась молодая девушка, которую я сначала принял за очередную посетительницу. Однако Светлана поясняет, что это стажер, которая хочет набраться больше опыта в секретах парикмахерского мастерства.
Заинтересовавшись, знакомлюсь с девушкой Настей (на снимке), которая, как выяснилось, сегодня только начинает свою стажировку, и приехала из пос. Раздолинска. Настя осваивала азы парикмахерского искусства у своей родственницы в г. Красноярске. Сейчас она стрижет и делает прически своим подругам и родственникам. «Это такое дело, в котором всегда нужно узнавать что-то новое. Сейчас я еще полностью не уверена в себе, поэтому обратилась к Свете», - поясняет девушка.
На вопрос о том, как они со Светланой познакомилась, Настя ответила: «Я постригалась у Светы, и мне ее работа понравилась. Потом обратилась к ней с просьбой о стажировке». А молодая хозяйка салона открыла секрет: она хочет расширить бизнес и открыть салон красоты в пос. Раздолинске. Если у стажера Насти в плане совершенствования своих профессиональных навыков все получится, то она будет работать в этом салоне. Кроме этого, сама хозяйка по выходным дням планирует приезжать в пос. Раздолинск и оказывать услуги клиентам. Также Светлана не исключает возможность, что примет участие еще в какой-нибудь государственной программе, которая предусматривает поддержку малого бизнеса.
К этому времени девушка-предприниматель заканчивает работу над прической своей первой посетительницы, и женщина, заинтересованная нашим разговором, просит обязательно отметить, что ей очень нравится пользоваться услугами салона и здешние мастера. «Качество услуг отменное, цены очень демократичные, и девушки вежливые. Напишите об этом, пожалуйста», - попросила женщина.
В связи с этой прозвучавшей благодарностью обращаю внимание на книгу отзывов и предложений, размещенную на самом видном месте в парикмахерской. Поскольку по собственному опыту знаю, что в некоторых торговых точках и местах, где оказывают различные услуги населению, подобная «деталь интерьера» присутствует лишь для красоты или потому что «так положено» и «так надо», прошу хозяйку салона позволить изучить этот документ.
Оказалось, я ошибся. Вот что, например, пишут некоторые посетители: «Постригаюсь в салоне «Светлана» постоянно. Мне очень нравится, как работает Света: быстро и хорошо. Хотелось бы, чтобы было место для ожидания, возможно, диван, телевизор или магнитофон». А вот еще один отзыв: «Села в кресло «серой мышкой», а когда стрижка была закончена, и я открыла глаза, то увидела совершенно незнакомую девушку, почувствовала себя королевой».
ПРИЯТНО видеть, как претворяются в действительность абстрактные пункты долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы и ряда других нормативных документов.
Можно, лежа на диване, бесконечно сетовать на тяжелую жизнь российского гражданина, а можно, как парикмахер Светлана, открыть салон красоты, заниматься любимым делом, приносить пользу людям и зарабатывать деньги. Тем более, что ее бизнес – это наглядный пример того, что государство помогает «маленьким».
Борис ШАКУРОВ
Фото автора