Тема: отцы и дети
Отношения родителей и детей актуальны во все времена. Многие века эта тема волновала сначала философов, а в наше время стала предметом исследования ученых, психологов, педагогов.
В надежде стать идеальными родителями мы готовы на многое. Как показывает теория и практика психологии, самое важное в общении с ребенком – это постараться его понять. Но именно это у нас получается с трудом. Почему ребенок поступает именно так? Почему на наши слова или поступки он реагирует каким-то странным, совершенно неведомым для нас образом? Почему его поведение так нас раздражает?! Мы ищем универсальные способы общения, которые могли бы пригодиться в любой ситуации. Такие принципы существуют, но чтобы ими воспользоваться, нам нужно лучше узнать не только ребенка, но и самих себя.
Семья для маленького ребёнка – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Существует понятие «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический –решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: авторитарно, демократически, либерально.
Существует несколько позиций родителей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием, стремлением к знаниям.
4. Родители постоянно недовольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6. У родителей, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности, дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
Ученые дают нам типы семейных отношений:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
Выделяют роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».
Также исследователи выделили следующие критерии родительских отношений:
«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ребенку, не уважает его.
«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ему свою волю, за своеволие сурово наказывают. Родитель пристально следит за поведением ребенка и требует социального успеха.
«Маленький неудачник» – у родителей имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер.
Для позитивного типа детско-родительских отношений надо формировать педагогическую грамотность у родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видеотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы, посещение природы и т. д.
Надеемся, что эта статья поможет вам, уважаемые родители, улучшить отношения со своими детьми. Ведь главное в материнстве – любить ребенка таким, какой он есть, увидеть в вашем малыше индивидуальность и талант и развивать его, формировать положительные качества с ранних лет. Умейте выслушать ребенка, учитывайте его мнение, формируйте личность с детства. Для разностороннего развития посещайте выставки, музеи, читайте книги, чаще бывайте всей семьей на природе, различных мероприятиях. Советуем прочитать книгу А. А. Некрасова «Материнская любовь». Успехов!
Ольга Бастрикова,
специалист по соцработе,
Светлана Сорокина,
социальный педагог
СРЦН «Мотыгинский»